Таяние льдов активизирует хозяйственную деятельность в Арктике

По данным исследований агентства NASA, за последнее десятилетие удвоилась скорость таяния ледников Гренландии. Исследователи связывают ускорение таяния льда с глобальным потеплением. Уже в ближайшие годы это может привести к оживлению хозяйственной деятел Ледники Гренландии исчезают быстрее, чем считали ранее, — такой вывод делают американские ученые на основе последних исследований. По заказу агентства NASA ученые из лаборатории реактивного движения (JPL) и университета штата Канзас изучили динамику изменения ледникового щита Гренландии по результатам обработки космических радиолокационных изображений за 10-летний период.

Тревожные прогнозы публиковались и ранее. На этот раз ученые применили для оценки скорости сползания ледников высокоточные методы интерферометрической обработки пар снимков, полученных с борта радиолокационных спутников ERS-1 и ERS-2 в 1996 году, RADARSAT-1 (Канада) в 2000 и 2005 годах и КА Envisat-1 в 2005 году. Интерферометрическая обработка позволяет определять изменение высоты местности с точностью до нескольких сантиметров. С учетом данных аэросъемки общая площадь обработанных изображений составила 1,2 млн. кв. км (75% ледового щита Гренландии).

В соответствии с оценками, полученными с учетом независимых моделей таяния льда и накопления снега, суммарные потери ледяного панциря возросли с 96 куб. км в 1996 году до 220 куб. км в 2005 году. Если до 2000 года быстрее терял массу ледник на юго-востоке Гренландии, то за последние 5 лет аналогичная тенденция охватила запад и центр восточной части Гренландии.

Ученые прогнозируют ускоренную потерю массы ледников северо-запада острова по мере потепления. Новые данные говорят о более значительном влиянии исчезновения ледового щита Гренландии на поднятие уровня мирового океана.

В феврале 2006 года исследователи метеорологического офиса Великобритании также заявили, что ледяной панцирь Гренландии может исчезнуть быстрее, чем предсказывалось ранее. Ученые призвали принять меры к сокращению выброса парниковых газов в атмосферу Земли. В настоящее время Соединенные Штаты — крупнейший мировой поставщик парниковых газов, — отказываются подписать Киотский протокол.

Другим следствием глобального потепления является сокращение площади и уменьшение толщины многолетних льдов Арктики. По данным агентства NASA и национального центра ледовой разведки США, в сентябре 2005 года зарегистрирована минимальная площадь ледовой шапки Арктики за весь 27-летний период спутниковых наблюдений. По оценкам, скорость исчезновения многолетних льдов Арктики составляет 8,5% за десятилетие. В августе 2005 года российское научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» впервые в истории исследования Арктики достигло Северного полюса без ледокольного сопровождения, хотя специалисты Арктического и Антарктического НИИ в Санкт-Петербурге не спешат связывать это достижение напрямую с глобальным потеплением.

Многие страны спешат воспользоваться следствиями глобального потепления в Арктике для активизации хозяйственной деятельности в этом регионе. По различным прогнозам, уже через 5–10 лет Северный морской путь в Арктике будет открыт на протяжении двух летних месяцев даже для навигации судов неусиленного ледового класса. Открываются возможности разработки месторождений на шельфе Арктики и транспортировки сырья в страны Азии, Америки и Европы по кратчайшему пути.

В январе 2006 года опубликовано решение администрации Буша о начале разработки нефтегазовых месторождений в северо-восточных районах штата Аляска, которые до сих пор считались стратегическим резервом страны. Нефтедобывающие компании США планируют также приступить к освоению месторождений на арктическом шельфе Аляски.

#gallery#
Активизировали свою деятельность и сбор информации в Арктике и другие страны. Как показывают приведенные примеры, для детального изучения происходящих изменений в Арктике и информационного обеспечения освоения шельфа широко применяется космическая информация спутников дистанционного зондирования, оснащенных РЛС или СВЧ-аппаратурой для всепогодных измерений. На сегодняшний день у России, ведущей хозяйственную деятельность на Северном морском пути, таких аппаратов нет.