Тактическая разведка: новые методы

Необходимость обеспечения комплексного представления обстановки (принцип Situational Awareness) в высоко динамичных иррегулярных конфликтах новой эпохи в

Логика "иррегулярных" войн новой эпохи требует превращения бортовых сенсоров истребителей в разведывательные комплексы, поставляющие информацию в единую управления, полагают в США.

Возможности нового подхода компания Lockheed Martin продемонстрировала на практике, показав возможность истребителя F-16CJ в новом качестве, сообщила пресс-служба Lockheed Martin.

Характерным признаком военных конфликтов наступившей эпохи является скоротечность и их "иррегулярный" характер - непохожесть друг на друга, уникальность - и, как следствие, невозможность применения к ним шаблонных "уставных" принципов.

Важнейшим фактором победы в этих условиях становится управление силами и средствами на базе достоверной, высокоточной, информационно полной ситуационной картины, максимально документальной, т.е. не опосредованной картографическими либо иными условностями и представленной в единой системе географических координат.

В англоязычной терминологии эта совокупность требований известна как принцип Situational Awareness.

Однако обеспечение Situational Awareness требует максимального приближения разведывательных систем к той области пространства, в которой разворачивается конфликт.

А в условиях современных войн первыми оказываются, естественным образом, не специализированные разведывательно-командные (C4ISR в англоязычной терминологии) платформы, а истребители.

Соответственно, именно их бортовые сенсоры должны стать "глазами и ушами" систем разведки и управления.

Возможности нового подхода Lockheed Martin продемонстрировала на практике в ходе учений Empire Challenge, включив бортовые сенсоры истребителя F-16CJ в распределенную сеть системы управления DCGS (Distributed Common Ground System).

F-16CJ - альтернативное наименование модификаций F-16 Block 50/52, оснащённых усовершенствованной комплексной системой GPS/INS, позволяющей с высокой точностью и надёжностью определять местоположение и ориентацию самолёта в пространстве, а относительно него - и координат разведываемых целей.

Самолёты Block 50/52 способны нести расширенный спектр вооружений - в том числе ракеты AGM-88 HARM, JDAM, JSOW и WCMD.

В ходе демонстрации самолёт оснащался подвесным контейнером целеуказания HARM. Собранная сенсорами самолёта информация, привязанная к географическим координатам, направлялась по усовершенствованной тактической сети передачи данных (Advanced Tactical Data Link) в сетевую систему DCGS, развёрнутую на авиабазе Langley (штат Вирджиния), для обработки.

GRID-компьютер DCGS обрабатывал поступившую информацию и в реальном масштабе времени, с секундной задержкой выдавал выработанную комплексную картину обстановки пользователям различных эшелонов системы управления - как тактического, так и стратегического уровня.

В ходе демонстрации показана как техническая реализуемость получения с помощью истребителя документально точной и оперативной информации, но и получение таким образом преимущества над противником за счёт лучшей информированности о ситуации на поле боя.

Более подробная информация о принципе Situational Awareness будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.