Светофор - помеха уличному движению?

Любому водителю доводилось чувствовать, что светофоры - существа живые и питающие к каждому личную неприязнь. Последние исследования тайваньских ученых неожиданно показали, что синхронизовано работающие в режиме "зеленой волны" светофоры при определенных В идеальной ситуации на очередном светофоре должен загораться зеленый свет всякий раз, когда со стороны предыдущего светофора к нему приближается автомобиль. Однако в условиях напряженного дорожного движения у светофоров, на которых горит "красный", неизбежно образуются пробки, так что нельзя быть уверенным, что за время горения "зеленого" образовавшаяся пробка "рассосется". Данное обстоятельство делает регулирование уличного движения с помощью светофоров (их фазировку) весьма непростым делом.

Ранее городские службы, которым приходится регулировать ситуацию на забитых городских автодорогах, не имели в своем распоряжении научных методов борьбы с пробками - только грубую "эмпирику". Ситуацию исправили ученые из тайваньского университета. При помощи тщательно выверенной компьютерной модели дорожного движения они смоделировали длинный прямой участок дороги, по которому из конца в конец движется поток машин постоянной плотности. На дороге через равные промежутки они расставили десять светофоров, смоделировав, таким образом, участок дороги с перекрестками. И приступили к исследованиям.

Выяснилось, что при небольшом потоке машин ситуация на дороге улучшается при тщательной и продуманной координации работы светофоров, а не когда светофоры работают случайным образом, "как придется". При правильно выбранной задержке между включениями "зеленого" на последовательно расположенных светофорах пропускная способность участка остается такой же, как и у прямого участка дороги без светофоров вообще (т.е. без перекрестков). Неправильно выбранное значение задержки слегка ухудшает ситуацию.

Однако если машины движутся плотным потоком, выбор времени задержки между срабатываниями светофоров перестает оказывать какое-либо влияние на поток. За период "зеленого" образовавшаяся перед светофором пробка просто не успевает проехать, так что машинам практически всегда приходится останавливаться у каждого светофора.

При сверхплотном потоке, однако, согласованно работающие светофоры могли бы повысить пропускную способность. Но в этом случае на скорость движения гораздо большее влияние оказывают флуктуации плотности потока, полностью обессмысливая любую синхронизацию светофоров.

Источник: по материалам журнала Nature.