Средоточием загадок становится пояс Койпера
Область Солнечной системы, которую мы сегодня называем «поясом Койпера», была идентифицирована в качестве определенного элемента Солнечной системы в 1940-е годы независимо ирландским экономистом и астрономом Кеннетом Эджуортом (Kenneth Edgeworth) и американским астрономом Джерардом Койпером (Gerard Kuiper) – в 1951 году. Первый объект пояса Койпера (кроме комет) был обнаружен в 1992 году, и к настоящему времени обнаружено уже несколько планет размером с Плутон или даже больше, обращающихся в самом дальнем регионе Солнечной системы. Одно из обнаруженных тел всерьез претендует на право называться 10 планетой Солнечной системы. Детальное изучение вновь обследованных тел привело ученых к выводу, что как минимум десятая их часть имеют спутники.
В настоящее время мало кто из ученых сомневается в том, что Плутон является классическим объектом пояса Койпера и к собственно планетам не относится. Несмотря на относительную изученность системы Плутон-Харон и то, что к ней планируется направить исследовательский зонд, открытия продолжаются – в октябре 2005 года у планеты, помимо огромного спутника Харон, было обнаружено еще два меньших спутника.
Объект пояса Койпера 2003 EL61, обнаруженный в январе 2005 года, также имеет спутник.
«Сегодня кажется правдоподобным, что и другие крупные объекты пояса Койпера представляют собой сложные планетные системы», - полагает доктор Майк Браун (Mike Brown) из Калтеха.
Но самым неожиданным открытием последнего времени стало обнаружение 13 декабря 2005 года объекта 2004 XR 190 («Баффи»), орбита которого расположена в два раза дальше от Солнца, чем орбита Нептуна (около 30 астрономических единиц, а.е.). Перигелий 2004 XR 190 расположен на расстоянии 52 а.е. от Солнца, афелий – на расстоянии 62 а.е. Нептун удален от Солнца на 30 а.е., Плутон – на 30 – 50 а.е. Но самой удивительной особенностью нового объекта явилась ее орбита.
Будучи практически круговой, она обладает чрезвычайно большим наклоном к эклиптике. «Обнаружение первого объекта, обращающегося по практически круговой орбите далее 50 а.е., является поистине интригующим фактом», - полагает Брайан Марсден (Brian Marsden), руководитель центра малых планет. Большинство других объектов, расположенных за Нептуном, движутся по орбитам с большим эксцентриситетом, что вполне согласуется с предположением о том, что на эти орбиты они попали в результате гравитационного воздействия Нептуна. «Баффи» выбивается из этого ряда.
Еще одной загадкой пояса Койпера является Седна, движущаяся по чрезвычайно вытянутой орбите от 76 до 900 а.е. – при том, что далее 50 а.е. небесные тела встречаются очень редко.
В попытке объяснить феномен странных орбит объектов пояса Койпера ученые предположили, что их орбиты были возмущены гравитационным воздействием звезды, прошедшей вблизи Солнца на расстоянии 150 – 200 а.е. Интересным следствием этой теории является то, что ряд объектов пояса Койпера, собственно к Солнечной системе отношения не имеют и содержат вещество чужой нам системы. Задача экспериментального изучения иных систем в этом случае внезапно становится теоретически посильной человечеству уже сегодня. Уже в следующем месяце к системе Плутон-Харон и другим объектам пояса Койпера отправится зонд НАСА «Новые Горизонты». Рассматривается вопрос об отправке тяжелого атомного корабля к Нептуну. Периферия Солнечной системы вновь влекут к себе ученых.
Правда, «звездный сценарий» вряд ли сможет объяснить орбиту Баффи. Если звезда смогла столь сильно исказить орбиту «Баффи», она должна была аналогичным образом повлиять на орбиты многих других объектов пояса Койпера, полагают астрономы. Признаков этого пока что не наблюдается – а это значит, что объяснение странной орбиты требует использования каких-то иных, более сложных сценариев.
Загадки пояса Койпера очень далеки не только от разрешения – похоже, не все они еще в полной мере даже осознаны.