Спутники выявляют разливы нефти
В последние годы юг России превратился в один из крупнейших узлов экспорта нефти, что обеспечивает мощный приток инвестиций и стремительное экономическое развитие региона. Но рост объемов транспортировки через черноморские порты сопровождается растущей угрозой загрязнения морских акваторий, эффективные механизмы контроля и оперативного обнаружения которых ещё не созданы.
Европа с 2007 года специальной директивой ЕС ввела штрафные санкции за загрязнение акваторий судовыми сбросами. В качестве инструмента мониторинга используются данные со спутников RadarSat-1 и EnviSat-1, объединенные в сервис оперативной обработки CleanSeaNet.
Размер налагаемых на нарушителей штрафов очень внушителен. По данным печати, например, Франция в августе предъявила капитану российского сухогруза «Скульптор Аникушин» иск на €1 млн. за сброс топлива в проливе Ла-Манш. Судно после задержания было отпущено под залог.
Аналогичные спутниковые технологии начинают использоваться для контроля чистоты портовой зоны Новороссийска и акватории Черного моря. Администрация морского порта (АМП) Новороссийск объявила об обнадеживающих результатах первого этапа демонстрационного проекта по комплексному мониторингу нефтяных загрязнений Черного моря с помощью спутниковых, судовых и береговых средств.
Целью проекта является отработка отечественных технологий оперативного обнаружения нефтяных загрязнений и контроля экологической обстановки в районах интенсивного судоходства в Керченском проливе, акватории порта Новороссийск и на подходных путях к нему.
На первом этапе проекта ИТЦ «СканЭкс» разработал автоматизированный интерфейс «Космоснимки-Черное море» для оперативного доведения спутниковых данных из приемного центра в Москве оперативным службам порта Новороссийск. Новый интерфейс, созданный на базе геопортала Космоснимки.ру, работает в закрытом режиме и позволяет отображать обстановку в зоне контроля с указанием координат нахождения судов и позиционирования нефтяных сликов, обнаруживаемых при обработке данных спутниковой съемки.
Во время тестовых съемок Керченского пролива в июле 2008 года специалисты «СканЭкс» обнаружили дрейф шлейфа загрязнения от затонувшей носовой части корпуса танкера «Волгонефть-139». 14 августа была завершена операция по подъему и транспортировке к месту утилизации носовой части танкера, из которой откачали 30 тонн остающегося в танках мазута. Тем самым был ликвидирован источник загрязнения.
С 20 августа 2008 года начались регулярные съемки акватории порта Новороссийск и подходных путей к нему в оперативном режиме с доведением информации портовым службам через автоматизированный геоинтерфейс «Космоснимки-Черное море». Одновременно во время спутниковой съемки портовые службы Новороссийска документируют обстановку в акватории с помощью береговых и судовых средств, идентифицируют суда, причастные к обнаруженным загрязнениям и проводят расследования, предусмотренные международными конвенциями.
На первых же космоснимках на поверхности моря были обнаружены нефтесодержащие пятна. Комплексный анализ данных позволил выявить виновников. Одним из них стал следовавший в Новороссийск под флагом Панамы танкер «Расим Акар». В результате досмотра судна выявлена неисправность водоочистного оборудования. Судовладелец понес серьезные убытки из-за незапланированного вынужденного простоя судна в Новороссийске.
По мнению капитана морского порта Новороссийск Владимира Ерыгина, всепогодный космический мониторинг значительно расширил возможности и радиус зоны обнаружения нефтяных загрязнений. «Испытываемые современные космические технологии позволят улучшить экологическую обстановку не только в порту Новороссийска, но и во всем Российском секторе Черного моря, - отметил он. – Уже сам факт возможного космического контроля заставит капитанов судов более ответственно подходить к вопросам экологической безопасности мореплавания».
Совместный проект демонстрирует, что в России созданы и доведены до эксплуатационного уровня космические технологии, позволяющие повысить эффективность оперативного мониторинга экологической безопасности судоходных трасс и портов.
В ходе совместного проекта с АМП Новороссийск удалось впервые продемонстрировать практическую значимость технологий спутникового мониторинга для работы оперативных портовых служб. Особо стоить отметить, что используемые технологии основаны на отечественных программно-аппаратных решениях ИТЦ "СканЭкс". Хочется надеятся, что передовой опыт будет использован в работе других крупных портов России.