SpaceX вернулась к полетам. Ракета Falcon 9 успешно приземлилась на морскую платформу

В субботу 14 января ракета-носитель Falcon 9 частной компании SpaceX успешно вывела в космос 10 спутников сети глобальной связи, а затем успешно приземлилась на морскую платформу

Компания SpaceX смогла возобновить полеты спустя всего четыре месяца после взрыва ракеты Falcon 9, когда дорогостоящий спутник Amos-6 погиб на пусковом столе 1 сентября 2016 г. Обычно возвращение к полетам после такой крупной аварии занимает от полугода до года. Но SpaceX не только удалось сделать это быстрее, но и впервые выполнить первую рабочую, а не экспериментальную посадку первой ступени ракеты-носителя на морскую платформу.

В субботу ракета-носитель Falcon 9 взлетела с авиабазы Vandenberg, забросила вторую ступень со спутниками в космос, а затем в управляемом спуске приземлилась на морскую платформу в Тихом Океане. Точность приземления была очень высокой: ракета села с отклонение всего около полуметра от центральной точки платформы. Таким образом компания SpaceX показала будущее космического транспорта: ракета доставляет груз и возвращается на Землю менее чем за 10 минут. Разумеется, современные ракеты еще требуют много обслуживания, но концепция SpaceX, безусловно, является передовой и уже опередила все разработки, включая перспективные правительственные проекты ведущих космических держав. Теперь посадки является штатными для ракет Falcon 9 — компания SpaceX больше не называет их экспериментальными.

 

Ракета Falcon 9 имеет много уникальных особенностей. Например, первая ступень оснащена девятью двигателями Merlin собственной разработки SpaceX. Они имеют избыточную мощность и расположены таким образом, что ракета может продолжать взлет, даже если 1-2 двигателя откажут —  подобного нет ни в одной ракете-носителе. Разумеется, уникальной является и возможность управляемой мягкой посадки. Ракета садится на ракетной тяге собственного двигателя, то есть она может сесть с точностью до метра вне зависимости от климатических условий — ракета, теоретически, может сесть даже на Марсе. Поэтому ей не нужна ненадежная парашютная система массой в сотни килограмм, которая, к тому же, не может спасти ракету от повреждений при ударе о землю. Ракете Falcon 9 требуется лишь небольшой запас топлива для торможения.

 

SpaceX транслировала взлет и посадку ракеты-носителя в режиме реального времени в интернете. На фото посадка первой ступени на морскую платформу. Вверху справа телеметрия со второй ступени

SpaceX использует очень смелые решения, которые иногда приводят к авариям. Это случилось и 1 сентября: ракету заправляли горючим (керосин) и окислителем (жидкий кислород) одновременно под большим давлением. Это дешевле, чем обычная для других ракет раздельная заправка. Но баки ракеты не выдержали такой нагрузки и треснули, в результате произошел взрыв. Теперь ракету заправляют раздельно, но скоро будут готовы более прочные композитные баки, и, возможно, SpaceX вернется к совместной заправке.

Успех SpaceX в решении сложнейших задач дает оптимизм по поводу марсианского проекта компании, в рамках которого SpaceX планирует запустить не небольшие научные миссии, а рейсовое сообщение с Красной планетой. В настоящее время SpaceX создает проект крупного корабля вместимостью от 100 пассажиров. Для его запуска будет создана специальная крупная многоразовая ракета-носитель. Корабль SpaceX сможет садиться практически на любое небесное тело Солнечной системы.