Создано растительное топливо, не уступающее бензину

Американским ученым удалось превратить моносахарид фруктозу в моторное топливо, не уступающее по калорийности бензину, и превосходящее по многим показателям этанол.

Поиск альтернативных нефти источников энергии является весьма актуальным, так как нефтяные запасы истощаются, а моторное топливо на основе нефтепродуктов загрязняет окружающую среду. Этанол пока является единственным широко распространенным заменителем бензина, получаемым из возобновляемого растительного сырья.

Однако у этанольного моторного топлива есть и ряд недостатков. Оно менее калорийно, чем бензин, требует энергозатратной дистилляции, быстро испаряется и загрязняется. Как утверждают ученые из Университета Винсонсин-Мэдисон, им удалось создать жидкое топливо на основе растительного сырья, которое лишено этих недостатков. Команда исследователей под руководством профессора Джеймса Думесика (James Dumesic) разработала технологию превращения фруктозы в 2,5-диметилфуран, дающий на 40% больше энергии, чем этанол, сообщает Science Daily.

Диметилфуран нерастворим в воде, и поэтому, в отличие от этанола, не загрязняется водой, абсорбируемой из атмосферы. Новое топливо стабильно при хранении, для его дистилляции требуется всего одна треть от энергии, необходимой для дистилляции этилового спирта.

Для получения диметилфурана из фруктозы используется двухступенчатый процесс. На первой стадии фруктоза трансформируется в гидроксиметилфурфурал в присутствии кислотного катализатора и растворителя с низкой точкой кипения. Добавление некоторых солей, например, хлорида натрия, значительно усиливает экстракцию гидроксиметилфурфурала, и подавляет образование попутных продуктов-загрязителей. Вместо хлорида можно использовать медь-рутениевый катализатор, не загрязняющий продукт первой стадии ионами хлора.

На второй стадии гидроксиметилфурфурал в присутствии медьсодержащего катализатора превращают в диметилфуран. При этом в конечном продукте значительно снижается точка кипения, позволяя превращать жидкое топливо в газ при относительно небольших температурах.

По словам разработчиков, для коммерциализации нового топлива требуются дальнейшие исследования. Так, необходимо выяснить, какой эффект диметилфуран и продукты его сгорания могут оказывать на здоровье людей.