SMART-1: концы в Луну?

Европейское космическое агентство рассматривает вопрос о том, чтобы разбить зонд SMART-1 о Луну с завершением миссии и провести наблюдения с помощью наземных инструментов. Европейское космическое агентство ESA рассматривает возможность использования остатков гидразина, имеющегося на борту SMART-1, для того чтобы с завершением миссии в августе 2006 года изменить его орбиту и обеспечить столкновение зонда с Луной в определенном районе на видимой стороне Луны. «Мы рассматриваем возможность использования остатков гидразина с тем, чтобы правильно выбрать дату столкновения и переместить место удара на видимую сторону спутника», — приводит Space слова научного руководителя миссии Бернарда Фоинга (Bernard Foing).

Столкновение зонда SMART-1 весом около 290 кг с Луной произойдет по настильной траектории.

«Я хочу обратиться к экспертному сообществу с просьбой как можно быстрее дать оценки возможной яркости вспышки в видимом и инфракрасном диапазонах, о динамике вещества, выброшенного при столкновении, а также об эффектах, связанных с пылью и рассеянием, — добавил доктор Фоинг, — а также рассмотреть возможность целевых наблюдений заданного района наземными обсерваториями».

Ударные эксперименты, вроде миссии Deep Impact, в последнее время все чаще применяются НАСА и ESA. 31 июля 1999 года с Луной в районе южного полюса столкнулся аппарат Lunar Prospector. Наблюдения процесса ударного столкновения, осуществлявшиеся наземными инструментами и космическим телескопом Хаббла, должны были выявить следы воды. Однако ее присутствия на Луне выявить таким образом не удалось.

Зонд SMART-1 уже успел заинтриговать специалистов — за все время на сайте миссии появилось лишь 7 изображений сколь-нибудь крупного разрешения, причем ни одного мультиспектрального. Это нехарактерно для научных космических программ вообще, а для ESA — в особенности. Снимки с зонда позволили бы, в конце концов, подвести черту под затянувшимся спором: соответствует ли американское официальное описание пребывания астронавтов на Луне действительности или же нет.

Так, по словам Бернарда Фоинга, следы на поверхности Луны, оставленные двигателями посадочных аппаратов, должны быть вполне различимы на снимках зонда. «Мы будем искать их, — заявлял он, — причем с помощью не только черно-белых снимков, но и цветных изображений, которые помогут получить информацию о минералах, эрозии поверхности или воздействии струи двигателей».