Швартовы уступят место электромагнитам

В порту Роттердама все готово к испытаниям новой системы швартовки. Огромные контейнеровозы будут накрепко фиксироваться у причальной стенки с помощью мощных электромагнитов. Если испытания пройдут успешно, система позволит сэкономить в год до €5 млн. только на оплате труда персонала, задействованного в трудоемких швартовых операциях, а среднее время пребывания судов в порту сократится на 40 минут.

В прошлом уже неоднократно предпринимались попытки разработать технологию, позволяющую автоматизировать процесс швартовки. Предлагалось, в частности, вытаскивать суда на берег с помощью гигантских "рук"-манипуляторов, поднимать их с помощью подводных эскалаторов и т.д. Возможность использования электромагнитов рассматривалась также, однако их пришлось исключить из рассмотрения. Электромагнитное поле может повредить чувствительное бортовое оборудование и перевозимые грузы, например, телевизоры или мониторы компьютеров. Особенно чувствительны к влиянию внешних полей электронно-лучевые трубки. Кроме того, мощные швартовые магниты могут сделать и вовсе невозможным извлечение из трюма металлических контейнеров.

Однако теперь неожиданно выяснилось, что эти трудности вполне преодолимы. Мартин Вервей (Martin Verweij) и Эрик Фиктори (Erik Fiktorie) из Дельфтского технического университета разработали электромагнит, поле которого проникает в обшивку корабля на весьма незначительную глубину.

Разработанные ими причальные магниты генерируют поле в 1 Тесла каждый. Такой магнит представляет собой конструкцию, составленную из 13 длинных и тонких стержнеобразных магнитов, размещенных бок о бок таким образом, что магнитное поле концентрируется лишь в непосредственной окрестности их торцов благодаря близкому расположению разноименных полюсов. Изобретатели уверены, что их разработка позволит не опасаться за сохранность грузов и бортового оборудования судов. По их подсчетам, 52 таких магнита позволят удерживать у причальной стенки 400-метровый контейнеровоз даже в 12-балльный шторм. Завихрения от кильватерных струй проходящих мимо кораблей им также не страшны.

Интересная особенность изобретения: чтобы позволить судам покачиваться на волнах, магниты будут периодически выключаться на короткое время и затем включаться снова - с такой частотой, которая не позволит судну отойти от стенки на слишком большое расстояние.

Конкуренты голландцев из новозеландской компании Mooring System, разработавшие почти полностью механическую систему вакуумной швартовки судов, подчеркивают, что электромагниты будут потреблять много электричества, к тому же его подача в любой момент может прекратиться. Голландские инженеры в ответ возражают, что привычные запасные электрогенераторы позволят обезопасить суда в порту на случай перебоев в подаче электроэнергии. К тому же электромагниты намного компактнее вакуумных присосок, что в стесненных условиях современных портов является немалым преимуществом.

Источник: по материалам журнала New Scientist.