Северный Каспий: результаты спутникового мониторинга

Проведен спутниковый мониторинг производственных объектов компании «Лукойл» на Северном Каспии.

В августе-ноябре 2009 года Инженерно-технологический Центр «СканЭкс» по заказу компании «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» выполнил проект спутникового мониторинга нефтяных загрязнений северной части Каспийского моря. Проект проводился с целью обнаружения загрязнений морской поверхности Северного Каспия нефтепродуктами и определения возможных источников загрязнений в период установки морской ледостойкой стационарной платформы на месторождении имени Юрия Корчагина, сообщает пресс-служба "СканЭкс".

В период с 1 августа по 30 ноября было проведено 64 сеанса оперативной спутниковой радиолокационной съемки акватории Северного Каспия (средний период обзора менее 2 суток), в результате приняты и обработаны 45 снимков RADARSAT-1 (пространственное разрешение 50 м) и 19 изображений ENVISAT-1 (150 м).

Кроме того для обеспечения высокой частоты наблюдения за состоянием северной акватории Каспия в ходе проекта использовались оптические многоспектральные снимки спутников Terra и Aqua, Landsat-5 (США), высокодетальные снимки спутников EROS-A/B (Израиль). В частности, данные Landsat-5 использовались для установления природы происхождения некоторых пленок и для подтверждения наличия нефтяных пятен на радиолокационных снимках.

Пленочные загрязнения антропогенного происхождения отмечены на 17 радиолокационных снимках. Нефтяных загрязнений в пределах лицензионных участков компании «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» за весь период мониторинга не обнаружено.

Основная часть обнаруженных загрязнений возникла в результате судовых сбросов загрязненных вод и нефтепродуктов, что обусловлено их характерной формой и расположением вблизи судоходных трасс. Наиболее крупные разливы имели площадь 2-3 кв. км. На некоторых спутниковых снимках дешифрируются также суда, причастные к загрязнениям.

По данным анализа геопространственного распределения обнаруженных нефтяных загрязнений морской поверхности самой загрязненной зоной является Астраханский морской рейд, куда ведут судовые трассы из портов стран Каспийского бассейна. Значительный уровень загрязнений обнаружен вдоль судоходных трасс вокруг полуострова Тюб-Караган, связывающие порты Казахстана с Астраханским морским рейдом и Махачкалой, а также вокруг островов Тюленьи в секторе Казахстана.

В рамках проекта для оценки экологического состояния морской поверхности Северного Каспия ежесуточно осуществлялась генерация трех видов продуктов, полученных в результате обработки изображений спектрорадиометров MODIS спутников Terra и Aqua (США): карт концентрации хлорофилла-а, взвеси и температуры морской поверхности.

В целом в российском секторе Каспия в период спутникового мониторинга наблюдалась стабильная экологическая обстановка без существенных отклонений от среднемноголетних значений. Наличие биогенных пленок ПАВ и разливов нефтепродуктов, обнаруженных спутниковой съемкой, характерно для дельтовой части Волги и участков вдоль судоходных трасс, соответственно. Но решающего воздействия на состояние экосистемы они не оказали. Выносов пленочных загрязнений со стоком рек в период мониторинга не обнаружено.

Как показывает спутниковая съемка, суда часто пересекают лицензионные участки, двигаясь по трассам, связывающим Астраханский рейд с портами Казахстана и Туркмении, и могут быть вероятными источниками судовых сбросов нефтепродуктов в переделах производственных объектов «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».