Самолет-разведчик добрался до кометного вещества
Как сообщает пресс-служба NASA, международной группе ученых под руководством доктора Кейко Накамуры-Мессенджера (Keiko Nakamura-Messenger) из центра космических полетов имени Драйдена NASA удалось с помощью сбора пылевых частиц в стратосфере высотным самолетом-разведчиком обнаружить новый, прежде неизвестный науке минерал, предположительно входящий в состав ядра кометы 26P/Grigg-Skjellerup.
Новый материал, получивший наименование Браунлит (Brownleeite) в честь основоположника метода, профессора Дональда Браунли (Donald E. Brownlee) , химически представляет собой силицид марганца (manganese silicide). Браунлит стал 4325 минералом, официально зарегистрированным Международной минералогической ассоциацией (International Mineralogical Association, IMA).
Метод космических исследований посредством сбора пылевых частиц в атмосфере Земли применяется NASA с 1982 года, однако ученым NASA удалось существенно повысить его «селективность».
Согласно текущим оценкам, на Землю ежегодно выпадает до 40 тыс. т пылевого вещества – в основном с комет и астероидов. Сбор этого вещества в стратосфере позволяет ученым исследовать вещество иных тел Солнечной системы без проведения дорогостоящих космических исследований.
Ученые из группы Накамуры-Мессенджера предположили, что основным источником поступления пылевых частиц в атмосферу Земли в определенные периоды времени являются строго определенные кометы – точнее, их хвосты. Сбор микрочастиц пыли в определенные моменты над строго определенными регионами Земли, где вероятно выпадение вещества определенных комет, позволит изучить геологию и химический состав именно этих комет.
Новый прием, в сочетании с исследованием комет астрономическими методами, даст возможность существенно уточнить, конкретизировать данные о составе комет и позволит лучше понять их загадочные свойства.
Для сбора пылевого вещества кометы 26P/Grigg-Skjellerup в апреле 2003 года был использован стратосферный самолет-разведчик Lockheed U-2, переоборудованный в научно-исследовательскую модификацию ER-2. Самолет базировался на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.
Самолет-разведчик U-2 с 50-х годов использовался для осуществления разведывательных полетов над территорией СССР. Именно этот самолет, пилотировавшийся капитаном Фрэнсисом Гэри Пауэрсом (Francis Gary Powers), был сбит 1 мая 1960 года в глубине советской территории, в районе города Дегтярска Свердловской области.
Первая же выпущенная по стратосферному разведчику ракета С-75 оторвала у самолета крыло, повредила двигатель и хвостовое оперение, после чего капитан Пауэрс вынужден был катапультироваться.
Стратосферный разведчик Lockheed ER-2 при взлетной массе до 16 т имеет дальность полета до 10 тыс. км, потолок – свыше 21 км, крейсерскую скорость полета – свыше 700 км/ч., полезную нагрузку – 1179 кг. переоборудованный в научно-исследовательскую модификацию ER-2.
Экспериментальная версия самолета используется для решения различного рода научных и прикладных задач – в частности, испытаний и калибровки датчиков космических аппаратов дистанционного зондирования.