Самолет с вездеходом смогут работать на Венере в паре
Сам Джеффри Лэндис является членом группы, управляющей марсианскими роверами, и прекрасно понимает, насколько непросто работы обеспечить работу самоходных аппаратов на поверхности других планет. «В принципе можно сконструировать электроустройства, вроде моторов или транзисторов, которые могли бы работать при температурах около 500 градусов Цельсия, - говорит он, - но только не компьютерную микроэлектронику».
Как сообщил New Scientist, г-н Лэндис предложил использовать для исследования Венеры автономный самолет, доставляемый на нее в сложенном виде на борту орбитального зонда. Такой самолет мог бы совершать полет в атмосфере Венеры, которая на два порядка плотнее земной, на разных высотах. У летательного аппарата имеется целый ряд преимуществ перед орбитальными зондами. Установленная на его борту аппаратура позволила бы непосредственно изучать характеристики атмосферы на разных высотах, а радар позволил бы получить изображения поверхности планеты с разрешением на порядок большим, чем это возможно с орбиты. Период обращения Венеры вокруг своей оси составляет 117 земных суток, и это позволяет самолету оставаться на освещенной Солнцем стороне планеты в принципе сколь угодно долго. Но самое интересное в предложении Джеффри Лэндиса – то, что при помощи такого самолета открывается перспектива использования для исследований планеты аппарата, способного передвигаться по ее поверхности.
Использование самолета в составе комплексной «экспедиции» на Венеру позволяет сделать передвигающийся по поверхности аппарат максимально простым – всю сложную электронику г-н Лэндис предлагает разместить на борту самолета, летающего на высоте около 50 км, где существуют более «комфортные» для нее условия. Задача создания подобного аппарата, защищенного от воздействия высокой температуры, кислотной среды и давления, видится ему более реалистичной, чем обеспечение работоспособности в этих адских условиях полноценного аппарата с мощной бортовой электроникой. Правда, есть в его предложении и оборотная сторона – передача с самолета управляющих команд работающему на поверхности зонду и прием передаваемых им данных по радиоканалу сопряжены с большими задержками.
Специалисты НАСА особенно надеются, что такой летательный аппарат поможет исследовать явление, которое до сих пор является загадкой для ученых. Речь идет о таинственных полосах облаков на высотах от 50 до 75 километров, движущихся с такой скоростью, что они осуществляют один оборот вокруг планеты всего за 4 земных суток. «Точные измерения при помощи летательного аппарата, который курсирует между верхними и нижними зонами полос, поможет нам понять сам механизм разгона верхних слоев атмосферы», - говорит Джеффри Лэндис.
Перспектива выделения НАСА средств на реализацию столь амбициозного и рискованного проекта видится смутной – особенно с учетом того факта, что новый руководитель агентства Майкл Гриффин только вступил в должность. Тем не менее, проект уже вызвал одобрение экспертов. «Возможность непосредственного исследования облаков на Венере следует всячески приветствовать», - заявил Колин Уилсон (Colin Wilson) из Оксфордского университета, эксперт по атмосферной динамике проекта Европейского космического агентства Venus Express, которому предстоит возобновить программу исследований соседней планеты. Старт этого зонда, представляющего собой аналог уже работающего у Красной планеты космического аппарата Mars Express, запланирован на октябрь 2005 года.