Россия губит собственный перспективный самолет

За очередным демонстративным отказом России от разрабатываемого ею же в сотрудничестве с Украиной самолета может скрываться не только политический демарш, но и нежелание или невозможность финансировать полноценное обновление собственных ВВС вообще. Россия устами главкома собственных ВВС отказывается от сотрудничества в создании нового самолета с бывшим советским КБ, чьи самолеты даже 30-летней давности хочет иметь Пентагон сейчас.

Ан-70: нежеланный, но заказанный

Российские ВВС отказываются от разрабатывавшегося совместно Россией и Украиной транспортного самолета Ан-70 нового поколения, призванного занять нишу среднего военно-транспортного самолета. Как сообщает BBCRussian, главком ВВС России Владимир Михайлов считает, что Россия не нуждается в самолетах такого класса вообще. При этом г-н Михайлов сослался на то, что самолет перешел в иную весовую категорию (из средней в тяжелую), и, самое главное, обладает невысокой эффективностью. По его словам, в сравнении с Ил-76 он проигрывает «в 2,8 раза» по целому ряду параметров — в том числе, скорости, дальности, грузоподъемности. «Просто даже несерьезно говорить об этом самолете, — отметил он. — Тем более, если учесть намерение Украины вступить в НАТО».

Г-н Михайлов отметил также, что Россия может выйти из программы создания самолета. «Сейчас стороны проговаривают такую возможность разрешения ситуации: Россия заявляет о выходе из программы, Украина возвращает нам затраченные средства, после чего выходит с этим самолетом на рынок самостоятельно», — сказал он, отметив, что Москва вложила в реализацию проекта больше, чем Киев.

Правда, только на словах. По данным пресс-секретаря научно-технического комплекса (АТНК) имени Антонова Андрея Совенко, при плановом распределении инвестиций в проект между Россией и Украиной в 72% и 28% соответственно, Россия фактически вложила лишь одну десятую суммы — 7,7%. «Видимо, памятуя о том, что, согласно выверенным сторонами данным, объем задолженности России перед украинской стороной, в частности, перед АНТК, за выполненные по проекту работы составляет 4,82 млн. долларов, Россия затягивает с выходом из программы», — предположил пресс-секретарь.

Разумеется, отказ России от самолета, не удовлетворяющего требованиям военных заказчиков, вполне разумен и обоснован, если основан на прагматичном анализе ситуации. Однако неясно, ради чего стоило приступать к реализации проекта, если небольшое изменение его характеристик делает разговор о нем «несерьезным». Очевидный политический аспект принятого решения может не лучшим образом сказаться не только на судьбе самолета.

Неприязнь к Ан-70: Аспекты проблемы

Во-первых, отказ от сотрудничества с Украиной на основании желания последней войти в НАТО естественным образом приведет Россию к сотрудничеству с теми, кто НАТО создавал и продолжает играть в нем «первую скрипку» — естественно, на куда менее привлекательных ролях. Уже сейчас ведущие разработчики авиатехники — Boeing и Airbus — активно борются друг с другом за доминирующее положение в России, что может привести к превращению российских предприятий в придаток западных, но не наоборот.

Во-вторых, по мнению экспертов, недостатки Ан-70 вызваны не столько изначально присущими ему пороками, сколько недоведенностью конструкции и разночтениями в понимании характеристик тех или иных классов самолетов что во многом обусловлено скудным финансированием разработки.

#gallery#
В-третьих, бывшее советское КБ им. Антонова является не простым партнером, но одним из лучших в мире разработчиков современных военно-транспортных машин. Самолет Ан-72, разработанный в КБ им. Антонова еще в 1970-е годы, планируется предложить на конкурс в качестве перспективного среднего военно-транспортного самолета для Пентагона. В то время как старый самолет украинского КБ того же класса по-прежнему влечет экспертов Пентагона, Россия отказывается от куда более современного и перспективного транспортника, разрабатываемого тем же КБ с учетом реалий новой эпохи. Это может не просто оставить страну без транспортной авиации вообще после того, как выработают свой ресурс Ил-76, доставшиеся России в массе своей в наследство от СССР. Становится очевидным, что в технической политике обновления российских ВВС инженерный прагматизм играет неизвестно какую, но заведомо не определяющую роль.

В-четвертых, возможно, слова г-на Михайлова не отражают позиции России и являются оговоркой — они уже не первый раз изумляют экспертов. Так, 30 марта этого года на встрече с зарубежными атташе, сообщает Avia.ru, он объявил о том, что «на днях» ВВС России получат на вооружение новые бомбардировщики Ту-160 — то есть, как минимум несколько. Слова г-на Михайлова потрясли специалистов в тот же день — даже в официальном сообщении пресс-службы ВВС говорится, что на 2006 год запланирована поставка всего одного нового бомбардировщика Ту-160. Возможно, потенциально нужный ВВС России Ан-70 стал жертвой риторики. И в этом случае жертвой риторики может пасть и ее военная мощь, и за ней — страна вообще.

Ан-70: винтовентиляторное поколение

Самолет Ан-70, по данным АНТК им. Антонова, принадлежит к новому поколению средних военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. Ан-70 может перевозить практически всю номенклатуру армейского вооружения и военной техники общей массой 35–47 т на дальность 3000–5100 км с крейсерской скоростью 700–750 км/ч, воздушное десантирование личного состава и техники, в том числе моногрузов массой до 21 т с больших и малых высот, а также перевозку 300 солдат с штатным вооружением и эвакуацию 206 раненых. Максимальная дальность полета — 8000 км. В зависимости от способа применения и взлетной массы, Ан-70 обеспечивает возможность эксплуатации как с бетонных ВПП длиной 1550–1800 м с невысокой прочностью покрытия, так и с грунтовых площадок длиной 600–700 м с низкой прочностью грунта. В режиме короткого взлета и посадки при эксплуатации с грунтовых ВПП длиной 600–700 м Ан-70 обеспечивает перевозку 20 т груза на дальность 3000 км.

Самолет оснащается четырьмя двигателями Д-27 с соосными винтовентиляторами СВ-27, обеспечивающими 20–30% экономии топлива по сравнению с современными самолетами с турбореактивными двигателями (типа Ил-76). Ан-70 оснащен цифровым интегральным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим эксплуатацию самолета на всех широтах в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, полеты над безориентирной местностью, защиту от средств ПВО, полеты в боевых порядках, взлет и посадку на необорудованных грунтовых аэродромах. Применение в оборудовании мультиплексных каналов информационного обмена позволяет легко изменять и адаптировать структуру бортовой электроники под любой вариант.

Встроенное десантно-транспортное оборудование обеспечивает автономность погрузки и выгрузки грузов широкой номенклатуры и их воздушное десантирование. Комплекс погрузочного оборудования включает четыре электротельфера суммарной грузоподъемностью 12 т, две бортовые электролебедки с тяговым усилием по 1,5 тс. По желанию заказчика самолет может быть укомплектован легкосъемной второй палубой или рольганговым оборудованием для автоматизации операций с контейнерами.