Россия через полгода останется без науки?
Недавно произошли два судьбоносных события, имеющие непосредственное отношение к существованию научно-технического комплекса России (скорее, к его доживанию). На вопрос "нужен ли правителям страны (не правительству России, а именно правителям страны) научно-технический комплекс?" можно ответить вполне однозначно "нет, не нужен".
Скрытая атака на науку
Постановление правительства РФ № 249 от 22 мая 2004 года свидетельствует о том, что оно продолжает финансовое наступление на научно-технический комплекс.
В этом постановлении под предлогом повышения результативности бюджетных расходов, а также для большей "прозрачности" расходов бюджета говорится об укрупнении разделов бюджетной классификации. Вместо ныне действующих 27 разделов остается 11, при этом раздел 06 "Наука" попросту исчез. Вместе с ним канул в лету раздел 24 "Космос", и др., а науку "размазали" по десяти из одиннадцати разделов новой классификации (выдержка из предложения правительства РФ):
-
0100 Общегосударственные вопросы
0101 Функционирование главы государства президента Российской Федерации
0105 Судебная система
0106 Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора
0107 Обеспечение проведения выборов и референдумов
0108 Международные отношения и международное сотрудничество
0109 Международная экономическая и гуманитарная помощь
0110 Государственный материальный резерв
0111 Фундаментальные исследования
0112 Обслуживание государственного и муниципального долга
0113 Резервные фонды
0114 Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов
0115 Другие общегосударственные вопросы
0200 Национальная оборона
0207 Прикладные научные исследования в области национальной обороны
0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
0312 Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности
0400 Национальная экономика
0403 Исследование и использование космического пространства
0410 Прикладные научные исследования в области национальной экономики
0500 Жилищно-коммунальное хозяйство
0503 Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства
0600 Охрана окружающей среды
0603 Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды
0700 Образование
0708 Прикладные научные исследования в области образования
0800 Культура, кинематография, средства массовой информации
0805 Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации
0900 Здравоохранение и спорт
0903 Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта
1000 Социальная политика
1001 Пенсионное обеспечение
1002 Социальное обслуживание населения
1004 Борьба с беспризорностью, опека, попечительство
1005 Прикладные научные исследования в области социальной политики
Логику Минфина РФ трудно понимать иначе, как запутывание бюджетного процесса и снижение контроля над расходами.1
Истинный протокол о намерениях
В текстовой части постановления четко говорится о системе мер, направленных на обеспечение политики снижения уровня расходов, а именно:
"Задача к 2005 году радикально сократить, а в дальнейшем полностью ликвидировать "необеспеченные мандаты" бюджетов всех уровней, включая федеральный бюджет.
Сокращение части действующих обязательств (путем внесения изменений в законодательство, отмены ранее принятых решений, пересмотра действующих программ в отношении непринятых обязательств, реструктуризации бюджетного сектора.
В качестве консервативного сценария должен рассматриваться прогноз доходов при цене на нефть марки Urals $20 за баррель и ниже. В случае невыполнения указанного условия, действующие обязательства подлежат сокращению.
Количество федеральных целевых программ должно быть существенно сокращено. При этом данный процесс не должен идти по пути включения ликвидируемых программ в качестве подпрограмм в оставшиеся программы.
При этом рассматривается возможность сокращения финансирования или досрочного прекращения реализации бюджетных целевых программ в случае несоответствия заранее установленным промежуточным критериям и индикаторам результативности с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).
Должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам.
Ввести в бюджетный процесс элементы конкуренции при распределении между администраторами бюджетных средств бюджетных ресурсов с целью направления их на реализацию наиболее эффективных бюджетных программ".
То есть администратор бюджетных средств может самостоятельно перераспределять средства бюджета, для лучшей "эффективности". К примеру, если потребуется более высокая "результативность", то возникает соблазн направить финансовые средства, ранее предназначенные, скажем, для науки, на оплату долга или на иные важные и неотложные нужды.
Характерных цитат из упомянутого документа можно привести еще много. Фактически, он является протоколом о намерениях правительства РФ продолжать оптимизацию финансовых обязательств, проводя при этом политику отказа от обязательств по поддержанию уровня жизни бюджетозависимого населения страны. Свидетельством этому являются и высказывания вновь избранного президента страны, который поблагодарил избирателей за оказанное доверие, а затем заявил, что теперь предстоит принятие непопулярных решений. Интересно, почему об этом не было сказано до выборов?
Прямая угроза для финансирования образования и науки
С целью реализации вышеупомянутой программы 31 мая 2004 года, в Государственную Думу РФ поступил пакет законопроектов о внесении поправок в законодательство в связи с принятием проекта закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законопроект содержит 158 статей, из которых каждая вносит изменения или дополнения в один или несколько федеральных законов. Около 200 федеральных нормативных правовых актов изменятся или утратят силу после принятия законопроекта. Изменения и дополнения сделаны в ряд федеральных законов, которые можно полагать базовыми по отношению к образованию и науке. Речь идет об отмене права образовательного учреждения сдавать в аренду и арендовать, отмене законодательно установленных обязательств бюджета по финансированию образования и науки, которые никогда не выполнялись. Чтобы не раздражать Минфин РФ "необеспеченными мандатами", их предлагается отменить. Фактически, в нарушении Конституции страны закон отменит совместное ведение вопросов образования и науки и т.д.
Поскольку в Государственной Думе РФ теперь все зависит от проправительственного большинства, то эти инициативы наверняка будут приняты. Судя по всему, Судный день для науки и будущего страны наступит весьма скоро 01 января 2005 года.
Владимир Бабкин / Государственная Дума РФ
- По словам компетентных источников в федеральных ведомствах – такова позиция Минфина России.
По мнению Минфина РФ, как сообщили корреспонденту CNews.ru близкие к распределению бюджета чиновники, такое укрупнение бюджетных статей приведет к лучшей управляемости расходами на уровне ответственных министерств и ведомств. В то же время, такое укрупнение означает снижение уровня анализа бюджетных расходов в целом, возможностей контроля над их динамикой по отдельным направлениям, прим. CNews.ru.