Роскосмос: успехи в общем и неудачи в конкретном

Неспособность завершить космические проекты первостепенной важности даже в рамках федеральной программы явилась следствием недофинансирования этих программ государством, а, следовательно, – и их низкого приоритета в сегодняшней России вообще. На состоявшемся 7 апреля 2006 года, в преддверии дня космонавтики, расширенном заседании коллегии Федерального космического агентства с участием министра обороны Российской Федерации Сергея Иванова зафиксированы противоречивые итоги выполнения Федеральной космической программы 2001–2005 гг.

Как сообщила пресс-служба Роскосмоса, с основным докладом на заседании выступил заместитель руководителя Федерального космического агентства Николай Моисеев, отметивший и успехи ведомства, и проблемы. Одним из таких успехов стало создание нового поколения отвечающих мировому уровню КА связи и вещания, формирование их орбитальной группировки. Как достижение упомянуто также сохранение, функционирование и развитие объектов наземной инфраструктуры, российского сегмента спасательно-поисковой системы КОСПАС-САРСАТ, выполняются обязательства России по обеспечению работы МКС.

В разной степени завершенности находятся работы по созданию ракет-носителей нового поколения: «Союз-2» (среднего класса), «Протон-М» (тяжелого класса). Начаты работы по созданию экологически чистой ракеты тяжелого класса «Ангара», крайне нужной России. Только наша страна активно эксплуатирует космодромы, расположенные в глубине континентальной территории, и экологические последствия падения отработанных ступеней на землю, а не в океан, превращаются в серьезную и масштабную проблему.

Докладчик отметил, что не удалось завершить 7 важнейших проектов — «Экспресс-М», «Луч-М», «Гонец-М», единственный российский спутник дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК», способный конкурировать с ведущими мировыми аппаратами, ракета-носитель «Союз-2» («Русь-М»), КВРБ, «Надежда» и обеспечить переход к их полномасштабному практическому использованию. Это явилось результатом недофинансирования работ по Федеральной космической программе в 2005 г., составляющего около 26% сметной стоимости. Особенно значительным оно было в 2001–2003 годах. В случае с программой дистанционного зондирования Земли речь идет уже не о полномасштабности использования, а о фактически полном отсутствии у страны космических средств наблюдения.

Характерное различие в модальности освещения «успехов» и «недостатков», «общий» и неконкретный характер достижений на фоне неудач в реализации конкретных адресных программ подчеркивают комплексность проблемы. Фактической заявленной причиной неудач является отказ финансировать эти разработки государством. В современных условиях это не может означать ничего иного, кроме как низкого приоритета прикладных космических программ.

Планы Роскосмоса на предстоящий период, обобщенные в Федеральной космической программе России на 2006–2015 годы, в случае ее реализации в запланированном объеме, позволят стране получить национальные прикладные космические системы различного назначения. Предполагается, в частности, создание системы фиксированной космической связи и телевещания в составе 21 космического аппарата и подвижной — из 12, системы ретрансляции из 2 КА, космического метеорологического мониторинга из 3 КА четвертого и 2 КА третьего поколения. Россия намерена создать систему космического мониторинга окружающей среды (5 КА), 3 астрофизические обсерватории, 3 КА для исследования Солнца и солнечно-земных связей и 1 — для исследования Луны. Планируется продолжение исследований в области биологии и материаловедения, продолжение работ на МКС и многое другое.

Россия сохранила прочные позиции в освоении космоса и не намерена их сдавать, считает принявший участие в заседании коллегии министр обороны Сергей Иванов. Тем не менее, уже выявившееся при реализации предыдущей программы намерение правительства платить «за космос» меньше, чем оно само же запланировало, ведет к той же самой сдаче позиций, пусть даже ненамеренной.