Раскол в обществе: ученые против РПЦ

Десять известных российских ученых выступили с письмом к президенту против «все возрастающей клерикализации российского общества» и «вмешательства Русской православной церкви во все сферы общественной жизни».

Об этом в эфире радиостанции «Эхо Москвы» рассказал лауреат Нобелевской премии по физике, академик Виталий Гинзбург. Среди других авторов письма - нобелевский лауреат академик Жорес Алферов; бывший министр здравоохранения России академик Андрей Воробьев; руководитель кафедры генетики и селекции Санкт-Петербургского университета академик Сергей Инге-Вечтомов.

Ученые выражают недовольство возрастающей клерикализацией госструктур, в частности, планами введения теологии в перечень научных специальностей ВАК и преподавания "Основ православной культуры" в качестве обязательного школьного предмета. По мнению академиков, это ущемляет права других религиозных конфессий, а также нарушает Конституцию страны, провозглашающую принцип отделения церкви от государства. «На каком основании теологию - совокупность религиозных догм - следует причислять к научным дисциплинам? Любая наука оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой» - говорят авторы обращения.

Письмо еще раз показывает глубину непонимания друг друга и взаимной агрессии представителей науки и религии в нашем обществе. И антиклерикально настроенные ученые, и многие представители Церкви считают друг друга врагами, навязывающими обществу свои, неправильные представления о мире и истине. Ученые зачастую считают религиозных деятелей мракобесами, отрицающими роль разума в познании истины, использующими в своих целях невежество народа и его стремление уйти от жизненных проблем. Многие представители Русской православной церкви (РПЦ), в свою очередь, считают ученых чуть ли не демонами, отрицающими духовное начало, изучающими только частные явления и пренебрегающими познанием целого.

Однако нетерпимость и агрессия далеки как от евангельских начал христианства, так и от науки, методом которой должна быть объективная бесстрастная оценка явлений. Наука и религия имеют дело с разными аспектами истины, и поэтому, по определению, не должны противоречить друг другу. Напротив, ученым, разрабатывающим новые перспективно опасные технологии, не стоит пренебрегать духовным опытом христианской Церкви. Например, Андрей Сахаров со стыдом вспоминал, как обратился к контр-адмиралу Петру Фомину с проектом уничтожения всего восточного побережья США с помощью термоядерной бомбы. «Да вы ученые совсем озверели! – воскликнул Фомин, - Военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою, мне отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве».

В нашем обществе Церковь – один из немногих институтов, которые действительно помогают людям решать их проблемы. Так, есть официальные данные, что в российских воинских частях, где работают священники, на порядок меньше самоубийств военнослужащих.

Религиозность человека не означает его отрицания роли разума в познании истины, а также принадлежности к необразованным слоям населения. Многие великие ученые были религиозны, считая, что познают законы природы, созданные Богом. Само великолепие Вселенной, ее сложнейшее устройство, может вести к вере в разумного Создателя.

В России существует вузовская специальность "Теология", обучающиеся по этой специальности получают светское религиозное образование, то есть профессию не священника, а ученого. Они имеют право на дальнейшую учебу в аспирантуре и защиту кандидатских и докторских диссертаций. Предметом теологии является религиозный опыт, накопленный человечеством в течение длительного исторического срока. Вероятно, по мнению г-на Гинзбурга, этот опыт не имеет никакой ценности.

Да, у современной РПЦ есть проблемы, поскольку она состоит из людей, и некоторые из них проявляют алчность, нетерпимость к другим конфессиям и властолюбие. И история Церкви не так гладка, как хотелось бы. Однако воинствующее безбожие, проявляемое некоторыми российскими академиками, ничем не лучше воинствующего отрицания значения науки.