Рамановская микроскопия подтвердила подлинность шедевра

Анализ красочных слоев картины «Мадонна с младенцем», известной также как «Тондо де Бреси», с помощью лазерной рамановской микроскопии подтвердил принадлежность полотна к эпохе Возрождения.

Исследования проводили британский ученый Хауэлл Эдвардс (Howell Edwards) из университета Брэдфорда и Тимоти Беной (Timothy Benoy), почетный секретарь фонда де Бреси (The de Brecy Trust). Результаты их работы опубликованы в специальном выпуске международного научного журнала Analytical and Bioanalytical Chemistry, посвященном новым технологиям в искусствоведческих исследованиях и археологии.

Картина из коллекции фонда де Бреси, известная как «Тондо де Бреси» (de Brecy Tondo) и выполненная в форме круга, характерной для мастеров эпохи Возрождения, является повторением центральной части полотна Рафаэля «Сикстинская мадонна», хранящейся в Дрезденской картинной галерее. Картину, находившуюся в частном собрании, в 1981 году приобрел британский коллекционер Джордж Лестер Уинвард(George Lester Winward).

О подлинности «Тондо де Бреси» ученые-искусствоведы спорят уже более 20 лет. Версии высказывались самые разные – картина могла быть современной подделкой, более поздней копией работы Рафаэля или же более ранним вариантом известного полотна. Не исключено, что картина могла принадлежать кисти самого Рафаэля или его учеников. Некоторые особо радикально настроенные искусствоведы даже пытались убедить коллег, что «Сикстинская мадонна» и «Тондо де Бреси» принадлежат кисти одного мастера – и вполне возможно, что это не Рафаэль, а его неизвестный современник.

Эдвардс и Беной в своих исследованиях применили рамановский лазерный метод для молекулярного анализа пигмента и связующего красочного слоя с целью установить временной период написания полотна, сообщает Optics.

Ученым удалось идентифицировать пигмент массикот (окись свинца), который после 1700 года стали заменять другими красками, и связующее растительного происхождения в крахмальном клейстере, который использовали художники эпохи Возрождения.

Повторный молекулярный анализ образцов красочного слоя «Мадонны с младенцем», проведенный в 8 независимых европейских лабораториях, подтвердил выводы британских ученых. Эксперты сходятся во мнении, что картина была написана в эпоху Возрождения. Однако рамановский метод не позволяет более точно датировать полотно. Предполагается, что оно было создано в XIV-XVI вв. Тем не менее, как считают специалисты, авторство картины остается под вопросом и требует более тщательных исследований.