Ракета Blue Origin слетала в космос второй раз

Компания Blue Origin осуществила повторный запуск ракеты-носителя с космическим кораблем New Shepard. Это первый успешный повторный запуск ракеты-носителя, которая ранее смогла вернуться на Землю на ракетной тяге

В пятницу 22 января 2016 г. частная космическая компания Blue Origin осуществила исторический тестовый запуск ракеты-носителя с кораблем New Shepard. В полет отправилась та же ракета, которая 23 ноября 2015 г. смогла взлететь,  набрать высоту 100,5 км, а затем мягко приземлиться на тяге ракетных двигателей.

Ракета Blue Origin первой смогла взлететь во второй раз и успешно приземлиться на ракетной тяге

В новом полете та же ракета достигла суборбитальной высоты 101,7 км, сбросила капсулу космического корабля New Shepard после чего приземлилась на стартовую площадку. New Shepard также успешно опустился на Землю с помощью парашютов. Таким образом Blue Origin продемонстрировала возможность повторного использования первых ступеней ракет-носителей.

Компания SpaceX 21 декабря 2015 г. также успешно осуществила управляемую посадку первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, причем это был коммерческий космический запуск с выводом спутника на заданную орбиту. В то же время Blue Origin пока тестирует возвращаемую ракету в суборбитальных полетах.

Первые успешные посадки ракет-носителей — это историческое событие, поскольку стоимость одноразовой ракеты является основной статьей расходов при современных космических запусках. Пока компании не решаются озвучить стоимость повторных запусков, но ранее основатель SрaceX Илон Маск заявлял, что повторное использование ракеты снижает расходы на запуск по крайней мере в сотню раз. Такое радикальное сокращение стоимости пусков станет началом по-настоящему масштабного освоения космоса. Основатели частных космических компаний мечтают о миллионах людей, работающих за пределами Земли. 

Кроме того, огромное значение имеет отработка технологий вертикального спуска на тяге ракетных двигателей. Парашюты — слишком громоздкий, ненадежный и не гибкий способ возвращения из космоса. Ракета или корабль на ракетной тяге могут приземляться с точностью до нескольких метров, маневрировать, снижать перегрузки при посадке до околонулевых значений. Также, только с помощью ракетной тяги можно безопасно посадить космические корабли на безвоздушные небесные тела и планеты с разреженной атмосферой, например Марс. В будущем технологии, которые сегодня испытывают частные космические компании, могут стать основой больших многоразовых кораблей, которые будут использовать дешевое топливо, производимое из местных ресурсов других планет.

Частная космонавтика, похоже, начинает понемногу отрываться от государственной в космической гонке. В доставке людей на орбиту космические агентства уже ориентируются на частников. Первым сделало ставку на коммерческий космический транспорт НАСА, теперь к американскому агентству присоединились и европейцы. В ближайшие недели Европейское космическое агентство (ЕКА) подпишет контракт с компанией Sierra Nevada, которая разрабатывает многоразовый челнок Dream Chaser для полетов в околоземном пространстве.  ЕКА инвестирует в проект $36 млн и будет использовать челноки частной компании для экспериментов в условиях микрогравитации и полетов к МКС.