Преемник "Конкорда" будет вдвое быстрее

Европейские и японские исследователи готовят преемника сверхзвукового лайнера "Конкорд", который месяц назад совершил свой последний полет. О планах создания гиперзвукового самолета объявила европейская авиакосмическая компания EADS. Новый гиперзвуковой с Исполнительный директор компании Филипп Камю (Philippe Camus) в интервью газете Liberation подтвердил информацию, появившуюся на прошлой неделе во французской печати, о том, что EADS совместно со своими японскими партнерами намерена создать технически более совершенный самолет, чем "Конкорд", который совершил свой последний рейс 23 октября нынешнего года. Напомним, что англо-французский "Конкорд" – совместный проект авиакомпаний British Airways и Air France - перевозил пассажиров со скоростью, в 2,2 раза превышающей скорость звука (2160 км/ч) на высоте 18300 метров.

Как уверяет исполнительный директор EADS, новый гиперзвуковой летательный аппарат будет быстрее "Конкорда" в два раза. А это означает, что расстояние между Парижем и Токио он сможет преодолевать за два часа. В настоящий момент рынок не может оказать поддержку коммерческому проекту, однако, по словам Филиппа Камю, между Европой и Японией существует договоренность о сотрудничестве по разработке двигателей для новых самолетов.

Эксплуатация "Конкордов" была признана экономически невыгодной из-за значительного сокращения спроса на "престижные" авиапутешествия, а также возросших ремонтных расходов. Кроме того, на сокращение спроса оказала влияние катастрофа "Конкорда" в Парижском аэропорту в июле 2000 года, в которой погибли все 113 пассажиров и членов экипажа.

Как установило расследование, катастрофа была вызвана пожаром в топливных баках самолета. Он возник из-за того, что фрагменты покрышек шасси самолета, разорванных при наезде в момент разгона на металлическую деталь, случайно оказавшуюся на взлетно-посадочной полосе, пробили корпус бака и вызвали возгорание топлива. Полеты возобновились в ноябре 2001 года, после того как на самолетах были установлены усовершенствованные покрышки, усиленная обшивка топливных баков и новые электрические кабели.

Кроме того, уровень шума "Конкорда" делал невозможным его полеты по некоторым маршрутам. Сообщается о том, что уровень шума разрабатываемого "гиперзвуковика" будет гораздо меньше, нежели у "Конкорда".

Исследовательские программы в области создания гиперзвуковых самолетов, осуществлявшиеся в США, России, Франции и Японии, в конце 90-х годов были закрыты. А после их размораживания, по словам экспертов, на полную разработку сверхзвукового пассажирского лайнера уйдет еще 8-10 лет. Подобные перспективные двигатели в настоящее время разрабатываются и в НАСА, британской компанией Qinetiq и исследовательским коллективом Университета провинции Квинсленд (Австралия). Вместо перелета между Парижем и Нью-Йорком за два часа гиперзвуковой самолет может за то же время доставить пассажиров из Лондона в Сидней, что выглядит намного заманчивей.

Американская компания Boeing в 2002 году также объявляла о планах по созданию самолета, скорость которого была бы близка к скорости звука. Однако экономические причины, из-за которых "Конкорд" прекратил полеты, заставили руководителей американской компании отказаться от идеи создания подобной машины. Кроме того, минувшим летом Японию постигла неудача при испытании модели реактивного двигателя для нового сверхзвукового самолета. Летательный аппарат сразу после взлета потерял управление и разбился.

EADS является крупнейшей в Европе и второй в мире авиакосмической компанией. На 70 предприятиях компании, расположенных по всему миру, работают более 100 тысяч сотрудников. EADS была образована в июле 2000 года, и ее акции представлены на фондовых биржах Франции, Германии и Испании. В настоящее время компания делает ставку на развитие пассажирского аэробуса А380, который способен перевозить рекордное количество пассажиров - 555. Аэробус, получивший кодовое название Superjumbo, приступит к коммерческим полетам уже в следующем году.

Источник: собственная информация CNews.ru с использованием материалов Русской службы BBC и журнала New Scientist.