Покупка Navteq обвалила котировки TomTom
Как сообщает Associated Press, известие о приобретении финской Nokia крупнейшего мирового производителя цифровых карт компании Navteq за $8,1 млрд. привело к обвалу котировок акций компании TomTom. Последняя специализируется на выпуске автомобильных навигационных систем и приобрела два месяца назад основного конкурента Navteq - компанию TeleAtlas.
Только эти две компании являются единственными в мире поставщиками глобального картографического покрытия, выполненного с высокой (метровой) точностью и с детальным описанием дорожной сети.
Котировки акций TomTom снизились на бирже Амстердама на 5,9% ($72,4). Любпытно, что при этом котировки акций основного "виновника" случившегося - принадлежащей TomTom компании TeleAtlas - сохранили прежние значения.
Обе компании - и Navteq, и TeleAtlas - сохраняют высокую степень самостоятельности и, в частности, могут самостоятельно продавать свои продукты на рынке. Вместе с тем, их новые владельцы - Nokia и TomTom соответственно - имеют существенно различные интересы, и они могут привести к растущей специализации принадлежащих им картографических компаний.
По мнению аналитиков Associated Press, покупка Navteq делает потенциально возможным очередной переход TeleAtlas в другие руки - среди заинтересованных в этом компаний называют производителя GPS-приемников Garmin, а также еще более крупных игроков на рынке геосервисов и геопорталов - Google, Yahoo! и Microsoft.
По мнению экспертной группы портала Исследования и разработки – R&D.CNews, интерес, проявляемый ведущими игроками на рынке к компании TeleAtlas, может косвенно отражать потребность в переходе к созданию качественно новых картографических и навигационных продуктов - не ограниченных только лишь проезжей частью автомобильных дорог.
Этот шаг, вероятно, уже совершила Navteq - новый уровень взаимодействия между Navteq и Nokia позволит ей сконцентрировать усилия на создании уже не только карт для автомобильной навигации, но и гораздо более полных и информационно насыщенных карт для мобильных телефонов - фактически, "навигаторов для пешеходов".
Можно утверждать, что рынок таких карт существенно шире, чем рынок систем автомобильной навигации, он лучше соответствует потребностям гепорталов и геоинтерфейсов, и за ним - будущее. И в этом случае интерес, проявляемый к компании TeleAtlas, может означать попытки выведения ее с чрезвычайно емкого, но все же узкого рынка автомобильной навигации на решение существенно более масштабных задач, избежав тем самым угрозы диссоциации рынка.
Более подробная информация о глубоких изменениях на картографическом рынке будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.