Первый Falcon вышел комом

Первый полет частной ракеты-носителя Falcon-1 завершился неудачей. Революция в средствах доставки полезной нагрузки на орбиту, обещанная ее разработчиками из частной компании SpaceX, откладывается, но рынок уже поверил в перспективную ракету. Первый полет ракеты-носителя Falcon-1, состоявшийся, после многочисленных переносов, в пятницу, 24 марта (в 1 час 30 минут 25 марта по московскому времени), завершился неудачей. Как сообщает компания SpaceX, ракета успешно сошла со стартового комплекса на острове Омелек атолла Кваджалейн в Тихом океане, однако разрушилась вследствие возгорания первой ступени. На борту носителя находился спутник FalconSat-2 массой 19,5 кг, изготовленный курсантами Академии ВВС США в сотрудничестве с агентством передовых оборонных исследований Пентагона DARPA.

Согласно данным проведенного компанией SpaceX предварительного расследования, сообщает Space Daily, на 25 с полета «утечка топлива по неизвестной причине вызвала пожар в верхней части двигателя, который вывел из строя работающую на гелии пневмосистему первой ступени». Как только давление упало ниже критического значения, автоматика выключила двигатель. Это произошло на 29 секунде полета. Отмечается удовлетворительная работа всех бортовых систем, отклонение траектории от расчетной до аварии не превышало 0,2%.

Легкая ракета-носитель Falcon-1 предназначена для выведения на околоземную орбиту полезной нагрузки весом до 570 кг. Ее отличительными особенностями являются впечатляюще малая стоимость одного пуска ($6,7 млн., включая страховку) и возможность оперативного запуска в течение 24 часов с момента получения заказа. Высокая оперативность особенно интересует и Пентагон, и НАСА, собирающихся активно использовать Falcon для пополнения собственных орбитальных группировок.

Ракета двухступенчатая, топливом служит керосин марки RP-1, окислителем — жидкий кислород. Длина ракеты — 21,3 м, диаметр — 1,7 м. Стартовая масса ракеты — 27200 кг, тяга двигателя на старте — 342 кН. В основе конструкции ракеты — архитектура стабилизации давлением в полете, разработанная компанией SpaceX. По данным компании, она представляет собой сочетание элементов конструкций, стабилизированных давлением (аналогичных реализованным в ракете Atlas II), и более сложных «изорешетчатых» (isogrid) конструкций, используемых в более тяжелых ракетах (таких, как Delta II). Это позволило разработчикам обеспечить высокую весовую отдачу ракеты, характерную для стабилизированных давлением конструкций, но при этом избежать трудностей, связанных со сложностью обслуживания ракеты, конструкция которой не способна выдержать собственный вес.

Двигатели первой и второй ступеней ракеты также разработаны компанией SpaceX. На первой ступени ракеты Falcon-1 установлен двигатель Merlin. Тяга двигателя на уровне моря составляет около 35 тыс. кг (удельный импульс — 255 с), в вакууме — 41 тыс. кг (255 с). На второй ступени установлен двигатель Kestrel с тягой в вакууме — 3,15 тыс. кг и удельным импульсом 327 с.

Первая ступень ракеты (корпус сделан из алюминиевого сплава) — спасаемая. Парашютная система обеспечивает приводнение ступени аналогично тому, как это осуществляется со стартовыми ускорителями «шаттлов». Вторая ступень изготовлена из алюминий-литиевого сплава. Аналогичную конструкцию имеют и старшие модели семейства Falcon. Компания SpaceX подчеркивает, что благодаря многодвигательным установкам (на первой ступени Falcon-5 установлено 5 двигателей Merlin, на первой ступени Falcon-9 — 9) с единой топливной системой они станут первыми в США со времен «Сатурнов» ракетами, допускающими отключение одного из двигателей в полете.

Ракеты Falcon смогут стать единственными на сегодняшний день тяжелыми американскими носителями, способными стартовать с расположенной у экватора стартовой площадки на о-ве Омелек. С учетом стартовых комплексов для Falcon на мысе Канаверал и базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии, ракета-носитель способна выводить полезную нагрузку на орбиты во всем диапазоне наклонений к экватору, включая полярные. На данный момент в портфеле заказов еще не летавшей ракеты — 6 пусков, а также контракт стоимостью $100 млн. на пуски в период до 2010 года в интересах Пентагона.

#gallery#
Ракета уже вышла на международный рынок — свою полезную нагрузку с ее помощью собираются вывести Малайзия (4 квартал 2006 года) и шведское космическое агентство (4 квартал 2008 года). Первый пуск тяжелой ракеты-носителя Falcon-9, способной выводить на низкую околоземную орбиту до 9300 кг груза и на геостационарную — до 3500 кг, намечен на второй квартал 2007 года. На Falcon-9 также нашелся покупатель еще до ее «появления на свет» — в 1 квартале 2008 года вывести в космос полезную нагрузку с ее помощью планирует компания Bigelow Aerospace.

Неожиданное появление целого семейства носителей разных классов с небольшой стоимостью запуска способно внести существенные коррективы в планы других космических стран. Если создатели ракеты смогут на практике обеспечить ее широко разрекламированную надежность, на рынке выведения полезной нагрузки на орбиту ставки США могут существенно возрасти.