Опасный гриб атакует пшеничные поля Евразии

Новая форма патогенного гриба-паразита, вызывающего ржавчину стеблей пшеницы и последующую гибель растений, пересекла границу восточной Африки с Евро-Азиатским континентом и теперь уничтожает посевы в Йемене. По мнению специалистов, эпидемия стеблевой ржа

Специалисты из международной организации по борьбе со ржавчиной злаков GRI (Global Rust Initiative) совместно с коллегами из исследовательского центра департамента сельского хозяйства США USDA-ARS (Agricultural Research Service of the United States Department of Agriculture) окончательно подтвердили факт появления опасной болезни на Аравийском полуострове. До этого открытия, вызвавшего тревогу у специалистов сельского хозяйства, патогенный гриб-паразит Ug99 свирепствовал только в Уганде, Кении и Эфиопии.

Последняя наиболее серьезная эпидемия стеблевой ржавчины охватила Северную Америку в 50-х годах прошлого столетия. Тогда эта болезнь уничтожила до 40% урожая пшеницы на всем континенте. Этот кризис побудил крупных фитопатологов организовать новую форму международного сотрудничества, которую возглавил американский ученый-селекционер, лауреат Нобелевской премии мира, Норманн Борлог (Norman Borlaug).

В результате напряженной работы ученым удалось вывести сорта пшеницы, которые выдерживали атаки опасной болезни в течение более четырех декад. Однако в 1999 году новый штамм Ug99 стеблевой ржавчины, открытый в Уганде и Кении, оказался способным уничтожать большинство сортов пшеницы, ранее устойчивых к этой болезни.

Полтора года назад специалисты, работающие в международном центре по улучшению сортов кукурузы и пшеницы CIMMYT (Centro Internacional de Mejoramiento de Maiz y Trigo – International Maize and Wheat Improvement Center; Mexico), на основе данных геоинформационных систем определили и нанесли на карту вероятную траекторию распространения патогенного гриба-паразита, чьи споры могут переноситься ветром на огромные расстояния. Согласно модели воздушных течений, опасная болезнь, «перелетев» через Красное Море, может легко распространиться на обширные регионы выращивания пшеницы Среднего Востока, Пакистана и Индии.

Достоверность этого неутешительного прогноза подтверждает прецедент со штаммом другой болезни пшеницы, называемой «желтой ржавчиной». Этот штамм появился в восточной Африке в конце 80-х годов прошлого столетия, а затем, оказавшись в Йемене, уже через 4 года достиг пшеничных полей южной Азии. На своем пути эта опасная форма желтой ржавчины вызвала наибольшие потери урожая в Египте, Сирии, Турции, Иране, Ираке, Афганистане и Пакистане, которые оцениваются миллиардами долларов США.

Есть все основания полагать, что новый штамм Ug99 стеблевой ржавчины представляет значительно больший риск для мирового производства пшеницы, и годовые потери зерна в Африке, Среднем Востоке и южной Азии могут составить порядка $3 млрд.

По данным международной организации по продовольствию и сельскому хозяйству FAO (Food and Agriculture Organization) при ООН, страны, расположенные на прогнозируемом пути распространения Ug99, выращивают пшеницу на более чем 65 млн. гектаров и собирают до 25% мирового урожая этой ценной культуры. Очевидно, что если эпидемия стеблевой ржавчины выйдет из-под контроля, то продовольственная безопасность в мире может быть существенно подорвана.

Эксперименты, выполненные в последние два года специалистами международной организации GRI в Кении и Эфиопии, продемонстрировали высокую восприимчивость большинства мировых сортов пшеницы к новому опасному штамму стеблевой ржавчины. Проф. Борлог предупреждает, что рано или поздно Ug99 может распространиться по всему миру, включая Северную и Южную Америку, Европу и Австралию.

Специалисты GRI уже идентифицировали многообещающий экспериментальный материал, обладающий необходимой сопротивляемостью к Ug99, сообщает EurekAlert. Но переход от первых селекционных проб к выращиванию новых, устойчивых к ржавчине, сортов на фермерских полях в миллионы гектаров потребует немалого времени и больших усилий. Проф. Борлог говорит: «Если мы не остановим распространение Ug99, то он принесет бедствие десяткам миллионов фермеров и сотням миллионов потребителей. Мы знаем, что делать и как делать. Все, что нам нужно, это – финансовые ресурсы, научное сотрудничество и политическая воля, чтобы воспрепятствовать этой угрозе для мировой продовольственной безопасности».