Наскальные рисунки в австралийских пещерах состоят из микробов

Причиной необычайной сохранности наскальной живописи в пещерах западной Австралии могут быть микробы, живущие там, где раньше была краска.

Возраст Бредшоуской наскальной живописи, получившей название в честь английского священника, впервые обнаружившего ее в 1891 году, оценивается учеными в 40 тыс. лет. Четкость изображений для такого возраста удивительна, обычно краска полностью выцветает за гораздо более короткий срок. Джек Петигрю (Jack Pettigrew ), исследователь из Квинслендского Университета в Австралии, обнаружил, что эти древние изображения колонизированы бактериями и грибками, которые сами по себе имеют пигментацию (красную и черную соответственно), а краску они давно уже съели.


Увеличенный фрагмент одного из Бредшоуских изображений. На нем можно разглядеть черные грибки с желтыми плодовыми телами (слева вверху). Красный цвет - это следы цианобактерий, которые, вероятно, живут с грибами во взаимовыгодном союзе.

Профессор Петигрю и его коллеги изучили более 80 изображений. Основное внимание они уделяли наиболее древним стилям бредшоуской живописи - тассель и саш. Оказалось, что подавляющее большинство этих изображения сохранило следы микробной жизни и никаких остатков краски. Данное явление ученые назвали "живыми пигментами".

Среди наиболее распространенных представителей "живых пигментов" оказались черные грибки, которые, вероятно, принадлежат к группе Chaetothyriales. Каждое последующее поколение этих грибков растет в том числе за счет каннибализма своих предков. Так что, если изначально слой краски содержал споры этих грибков, то текущее поколение - это их прямые потомки. Исследователи также отмечают, что вероятно краска содержала питательные вещества (неудивительно, ведь часто основой краски служила кровь и другая органика), которые привлекли и красных бактерий, часто живущих в симбиозе с грибками. Грибки снабжают бактерии водой, а бактерии дают им взамен углеводороды.

Точную видовую принадлежность этих микробов еще предстоит узнать, говорит Петригрю. Он надеется, что секвенирование их геномов поможет точнее датировать сами изображения, что важно для культурологов.