НАСА: рекордные провалы грядущих лет
По мнению Джеффри Белла, проект был обречен с самого начала – с того самого момента, как Сенат США определил четкую верхнюю границу стоимости аппарата. Как только цена забралась выше, проект CRAF бесславно почил в забвении, а «Кассини» совершил настоящую революцию в наших представлениях о Солнечной системе. Неудивительно, полагает американский эксперт. «Кассини» был ориентирован на исследование, пожалуй, самой необычной планеты; CRAF – на пролет мимо нескольких никому не ведомых и безымянных кусков льда и камня. На «Кассини» установлено много иностранных научных приборов, и выход аппарата из строя до достижения главной цели полета не стал бы дипломатическим триумфом для США. И, наконец, красивое имя «Кассини» и унылая аббревиатура CRAF слишком уж плохо сочетались друг с другом.
В наши дни список безусловно обреченных проектов НАСА, над которыми продолжают трудиться ученые и инженеры, видится Джеффри Беллу таким:
МКС и шаттлы
Новая американская программа освоения космоса предполагает, что флот шаттлов будет окончательно списан в 2010 году – за несколько лет до того, как им на смену придет новый космический корабль CEV. Это очевидное решение - осилить обе программы американский бюджет не в состоянии – но из-за него возникает масса проблем. НАСА лишается возможности доставки на орбиту крупногабаритных грузов, необходимых для завершения строительства МКС. Нет планов создания национального транспортного корабля. Нет планов отказа от Iran Non-Proliferation Act, делающего невозможным использование российских «Протонов». Нет планов закупок перспективных европейского ATV или японского HTV.
Что хуже всего, непонятно как заменять экипажи на МКС без шаттлов. В своем окончательном виде МКС должна принимать на борт экипаж из 12 человек, которых нужно менять каждый год. Злосчастный Иран, так некстати принявшийся разрабатывать «запретные» технологии, препятствует НАСА в закупках российских «Союзов» (пока что ряд запусков НАСА приобретает в России по «бартерной» схеме). У Европы и Японии пилотируемых космических кораблей пока еще нет, а китайский «Шэньчжоу», летающий пока раз в два года, по очевидным причинам рассматриваться в качестве альтернативы тоже пока что не может. Будущее МКС, стоившей США огромных денег и жизней астронавтов, тоже весьма туманно. МКС, заключает Джеффри Белл, постигнет та же незавидная судьба, что и затопленную ради нее станцию «Мир», а всем тем, кто участвует в реализации программ МКС и обеспечении полетов шаттлов, стоит призадуматься о поиске новой работы прямо сейчас.
Hubble Robot Repair Mission
Аппарат Hubble Robot Repair Mission, предназначенный для ремонта космического телескопа «Хаббл» без участия человека, уже взлетел в цене с изначальных $600 млн. до $2,2 млрд. Учитывая, что придется реализовать ряд принципиально новых технологий, есть основания полагать, что и эта оценка – не последняя. За эти деньги можно будет построить несколько новых «Хабблов» и запустить их при помощи обычных «одноразовых» ракет-носителей. Что касается планов запуска специального аппарата, предназначенного для обеспечения безопасного затопления «Хаббла», то, следуя этой логике, все запуски НАСА нужно перевести куда-нибудь подальше от населенных районов – например, на атолл Мидуэй.
Jupiter Icy Moons Orbiter
По словам одного из знакомых Джеффри Белла, беседовавшего со специалистами двух конкурирующих команд разработчиков JIMO, обе они независимо друг от друга пришли к заключению, что проект нереализуем. Именно поэтому, полагает Белл, НАСА подключило к проекту третью команду. Проблема, на его взгляд, коренится в исключительно плохом взаимодействии «космических» инженеров и «космических» ученых. Последним давно было очевидно, что для детального изучения спутников Юпитера орбита должна быть обязательно полярной. Тем не менее, никто не довел вовремя эту мысль до сведения инженеров, и на предварительном этапе они готовили аппарат, который будет обращаться вокруг Каллисто, Ганимеда и Европы в плоскости экватора Юпитера. Необходимость пересмотреть орбиту привела к серьезному росту массы аппарата – она стала настолько большой, что теперь его невозможно вывести на «ядерно-безопасную» околоземную орбиту (предполагается, что JIMO будет оснащен ядерной двигательной установкой) при помощи даже самой мощной из существующих ракет-носителей. Необходимо либо проводить запуск корабля «по частям» с последующей их стыковкой на орбите, либо подождать, пока НАСА не создаст новую тяжелую РН. Более того – ученых тем временем перестали устраивать 600 кг полезной нагрузки JIMO. Теперь они хотят уже 1,5 тонны.
Mars Sample Return
Аппарат, предназначенный для сбора образцов марсианского грунта и доставки их на Землю может быть запущен через десять лет – заявляют НАСА на протяжении уже трех десятков лет. По всей видимости, предсказывает Джеффри Белл, в ближайшие тридцать лет Mars Sample Return будет также маячить в неопределенном будущем, через две пятилетки. Даже невзирая на примечательные уроки зонда Genesis, только что разбившегося при возвращении на Землю, опыт исследований Марса свидетельствует о том, что для получения новых сколь-нибудь существенных знаний необходимо чрезвычайно сложное и ответственное планирование задач зонда. Более того – сегодня вряд ли кто-нибудь из серьезных ученых возьмет на себя грех обещать, что, получив в руки один грамм марсианского грунта, он сможет поведать всю историю Красной планеты. К тому же учеными уже признан тот факт, что марсианский грунт в достатке имеется и на Земле – ряд метеоритов имеют, без сомнения, марсианское происхождение. Вместо того, чтобы тратить многие миллиарды на проект MSR, можно организовать куда менее дорогостоящую экспедицию в Антарктиду, которая доставит образцы марсианского грунта, либо просто предложить за такие образцы солидное вознаграждение.