МКС не стала «космической мечтой» американцев

Как уже сообщалось, в марте 2004 года НАСА собирается возобновить запуски космических челноков, временно прекращенные после гибели "Колумбии" в феврале этого года, однако многие задаются НАСА спешит возобновить полеты в марте следующего года, объясняя спешку тем, что шаттлы нужны для завершения строительства Международной космической станции. Однако не все американцы поддерживают эту идею. "Мы разделяем убеждение, что пилотируемые полеты в космос нужно продолжать, готовясь к исследованию других миров, - пишет The New York Times, - но мы серьезно сомневаемся, чтобы космическая станция сильно помогла нам достичь этой цели".

На днях в палате представителей проходили слушания, на которых выступал глава НАСА Шон ОКифи. "Мы посылаем американцев и американок рисковать жизнью, - заметил ему конгрессмен-республиканец Джо Бартон, - и они летают на кораблях, которым 30 лет и которые невозможно сделать полностью безопасными". Бартон выступает за то, чтобы в дальнейшем запускать шаттлы без людей, а для людей создать специальный космический самолет. Другой конгрессмен - демократ Ральф Холл настаивал на то, чтобы НАСА снабдило челноки спускаемым аппаратом для спасения экипажа в аварийных ситуациях.

"А стоит ли овчинка выделки?" - спросил на других слушаниях сенатор-республиканец Сэм Браунбек. В период растущего бюджетного дефицита США и в отсутствие грандиозных космических задач этот вопрос волнует многих членов конгресса.

"Колумбия" рассыпалась над Техасом 1 февраля этого года. На данный момент сбор обломков и изучение причин аварии обошлись почти в $400 млн. Это не намного меньше, чем стоит каждый запуск космического корабля многоразового использования. Комиссия, изучавшая причины трагедии, резко критиковала НАСА в своем отчете, но поддержала идею дальнейших пилотируемых полетов в космос.

Многие вспоминают, как при президенте Кеннеди американцы загорелись идеей высадки человека на Луне и пошли ради этого на большие расходы, и доказывают, что перед НАСА снова нужно поставить какую-то дерзкую задачу. То ли колонизацию Луны. То ли высадку человека на Марсе. Или и то, и другое. "Нужно поставить цель, которая вдохновит американский народ", - говорит конгрессмен Бартон.

Возможно, американцев заставит вновь поверить в НАСА новый проект по созданию лифта в космос, разработка которого завершится в 2004 г. Об этом сообщил РБК координатор московского представительства НАСА Сергей Пузанов. Глава компании HighLift Systems, конструирующей лифт, Брэд Эдвардс заявил, что необходимые технологии уже есть, и, по его подсчетам, постройка лифта обойдется в $7 млрд. Предполагается, что $13 млн. будут направлены на исследование нанотрубок, из которых будет состоять главный элемент лифта - трос длиной 100 тыс. км. Космический лифт, предназначенный для доставки на орбитальные высоты космических туристов, будет состоять из надводной платформы, расположенной в Тихом океане, и орбитального аппарата на высоте 100 тыс. км. Эти два объекта должны быть соединены кабелем из углеродных нанотрубок.

Лифт в космос – это звучит гордо. А вот Международная космическая станция, которую начали строить в 1998 году, не сумела вдохновить американцев. Мало кто из них помнит, что она вращается вокруг Земли. Если бы не гибель "Колумбии" с семью астронавтами на борту, про МКС не вспомнил бы никто за пределами НАСА и планетариев.

МКС не построить без челноков. Станция проектировалась так, чтобы узлы, из которых она собирается, можно было укладывать в грузовые отсеки шатлов. Три оставшихся челнока пока стоят на приколе. Сейчас призывают посылать их на МКС без людей. По словам сторонников этой точки зрения, станция не завладела умами американцев и не имеет достаточной научной ценности, чтобы для полетов на нее стоило рисковать жизнью людей.

НАСА не согласно с подобными утверждениями и планирует возобновить пилотируемые полеты шаттлов. Но, учитывая сложившиеся в американском обществе настроения, запуски могут прекратить сразу после окончания строительства МКС, а не в 2020 году, как планировалось раньше.

Источник: по материалам Русской службы Би-би-си, РБК.