Космический рынок: Россия уступает Европе
По данным отчета, 2005 год стал вторым годом спада в пусковой активности. Всего было проведено 55 запусков космических носителей (см. таблицу), из них только 18 коммерческих. По общему числу проведенных запусков лидирует Россия (26 запусков), за ней следуют США (12), Европа и Китай (по 5), международная программа Sea Launch (4), Япония (2) и Индия (1).
На мировом рынке коммерческих запусков в 2005 году по общему числу запусков опять лидировала Россия (8 запусков, 44% рынка), за ней следует Европа (5 запусков, 28%), международная программа Sea Launch (4 запуска, 22%) и замыкают перечень США с 1 коммерческим запуском (6% рынка).
Доходы рынка коммерческих запусков Россия уступает Европе
Суммарный оценочный доход мирового рынка коммерческих запусков в 2005 году составил $1,2 млрд., что на 20% превышает соответствующий показатель 2004 года. Однако распределение доходов не соответствует числу запусков. Наибольший доход получила Европа от пяти запусков ракет Ariane-5 ($490 млн.), за ней следуют Россия ($350 млн. от 8 запусков), международный проект Sea Launch ($280 млн. от 4 запусков) и США ($70 млн.). Даже с учетом 25% доли РКК «Энергия» в доходах программы Sea Launch Россия остается на втором месте.#gallery# |
Прогноз FAA на ближайшие годы
По оценкам FAA, в ближайшие годы спрос на ракеты для запусков телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту останется на прежнем уровне, что приведет к усилению конкуренции среди компаний пусковых услуг.
- сохранение устойчивого спроса на запуски спутников связи на геостационарную орбиту и незначительный рост спроса на запуски спутников дистанционного зондирования на низкие орбиты;
- в ближайшей перспективе сохранится тенденция запуска тяжелых спутников связи на геостационарную орбиту и снижение числа заказов на спутники связи массой до 2200 кг (вывод не бесспорный, например, США, Великобритаия и Россия изготавливают малые спутники связи прим. CNews);
- примерно половина спутников для низких орбит создана в рамках международных научных проектов, остальные спутники дистанционного зондирования и низкоорбитальной связи (доля спутников последней категории будет постепенно расти по мере процесса замены космических аппаратов существующих низкоорбитальных систем связи).
Основными конкурентами в оказании пусковых услуг останутся США, Европа, Россия и Украина. Новыми игроками на рынке коммерческих запусков в ближайшие годы могут стать Япония, Индия и Бразилия. В связи с прогнозируемым увеличением запусков малых спутников дистанционного зондирования и низкоорбитальной связи возрастет спрос на пусковые услуги ракет малого и среднего класса, где Россия традиционно занимает лидирующее положение.
Европа надеется закрепить лидерство на рынке запусков по доходности
По данным новостных агентств, европейская компания Arianespace оператор тяжелых ракет Ariane-5 надеется закрепить первенство по доходам на мировом рынке коммерческих запусков, усиливая свои позиции на самом быстроразвивающемся рынке
Начиная с 2008 года европейская компания планирует ежегодно осуществлять с космодрома в Куру (Французская Гвиана) 56 запусков тяжелых
Россия долгое время гордилась большим числом ежегодных запусков, практически заморозив национальные проекты по созданию новых