Европейское космическое агентство (ESA) рассматривает перспективу своего участия в создании российского пилотируемого космического модуля многоразового использования.
В настоящее время американские космические челноки являются единственным транспортным средством, способным доставить последние крупногабаритные элементы для завершения строительства Международной космической станции, включая и европейский модуль «Колумбус». Поскольку МКС предполагается использовать и после запланированного прекращения полетов шаттлов в 2010 г., уже сейчас и НАСА, и другие космические агентства готовятся к созданию новых космических транспортных систем, которые будут обслуживать орбитальную станцию и станут ключевым элементом других космических программ. Наиболее перспективным проектом многоразового космического перевозчика считается российский пилотируемый аппарат нового поколения «Клипер».
Как сообщает Spaceref, европейское и российское космические агентства рассматривают возможность кооперации и совместного производства многоразового космического корабля нового поколения.
«Конструктивно „Союз-Т“ принадлежит к эпохе 1960-х, и сейчас очевидно, что он морально устарел, заявил бельгийский астронавт Франк де Винне (Frank de Winne) на недавнем авиашоу Ле-Бурже, где агентство Роскосмос представило уменьшенную модель „Клипера“. Кроме того, его производство это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Сейчас американцы исследуют возможность создания транспортного средства нового типа, которое они назвали Crew Exploration Vehicle. Со своей стороны, европейцы чрезвычайно заинтересованы в аналогичном летательном аппарате. В настоящий момент мы обсуждаем с российскими коллегами, каким образом мы сможем сотрудничать в этом проекте. Россия обратилась также и к другим странам, например, к Японии, с предложением участвовать не только в разработке, но и в эксплуатации модуля. „Клипер“ это как раз то, что нам нужно. Он даст нам возможность запускать на околоземную орбиту собственных космонавтов».
«Российский челнок представляет собой аппарат, в конструкции которого использованы материалы и технологии, появившиеся уже после создания российского „Бурана“ и американских шаттлов, объясняет инженер РКК „Энергия“ Владимир Данеев. Многие технологии это российское ноу-хау, но все же мы стремимся привлечь и новейшие европейские разработки».
Совсем недавно в одном из выпусков Euronews весь мир обошли эксклюзивные кадры полномасштабной модели «Клипера», которая сейчас находится в сборочном цехе РКК «Энергия». Будущий челнок состоит из трех модулей, он похож на «крепко сбитый» короткокрылый самолет, способный доставить на орбиту пятерых космонавтов и 500 кг полезного груза или двух космонавтов и 700 кг груза. Для возвращения «Клипера» на Землю рассматривается два варианта: парашютный спуск либо приземление на посадочную полосу аэродрома. Собственная масса аппарата составляет 13 т, он будет выводиться на орбиту при помощи модифицированной ракеты «Союз» или других перспективных носителей в частности, ракеты-носителя «Онега». Расчетная продолжительность его эксплуатации около 20 полетов. Кстати, в Ле-Бурже недалеко от «Клипера» демонстрировалась модель пусковой установки «Союз», которая сейчас строится на европейской стартовой площадке во Французской Гвиане. Предполагается, что, начиная с 2008 г., она будет использоваться для запуска спутников. Вполне возможно, что и «Клипер» однажды взлетит с этой же площадки. Пока что это не входит в планы ESA, но российские официальные представители не скрывают надежд на будущее.
«Международное сотрудничество представляет собой наиболее оптимальный путь осуществления крупных, дорогостоящих проектов, говорит один из самых влиятельных представителей российской космической промышленности Игорь Бармин. По этой причине любой совместный проект, несомненно, принесет выгоду как России, так и Европе».
#gallery#
Потенциал российского челнока не исчерпывается обслуживанием МКС. Он может с успехом использоваться также для полетов на Луну или к другим планетам Солнечной системы. Решение об участии Европы в этом проекте будет принято на встрече представителей государств Европейского сообщества, которые будут принимать космическую программу ESA в декабре 2005 г. «Я уверен в том, что проект сотрудничества будет одобрен, заявляет руководитель программы пилотируемых полетов и космических исследований ESA Даниель Сакотте (Daniel Sacotte). Дело не только в политическом аспекте сделки, наше участие в проекте „Клипер“ даст дополнительный импульс развитию европейских технологий. С другой стороны, это будет способствовать формированию видения научных перспектив Европы в освоении космоса, в чем так нуждаются многие молодые европейцы».