Киты или нефть: спутниковый мониторинг стал реальностью
В России начат проект оперативного спутникового мониторинга акватории в зоне шельфовых работ по проекту «Сахалин 2». Основной целью космической съемки стало освещение экологических проблем в нефтегазоносном регионе, который является зоной обитания популяции исчезающего серого кита.
Проект проводится по заказу Всемирного фонда дикой природы WWF России с помощью средств приема и обработки космической информации инженерно-технологического центра «Сканэкс». Полученные в результате проекта космические радарные снимки и результаты их дешифрирования будут оперативно представлены на веб-сайте для широкой общественности.
Экологические организации России обеспокоены возможным негативным воздействием на окружающую среду и популяцию серого кита в Охотском море сооружаемой на северо-восточном шельфе острова Сахалин нефтяной платформы «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б) проекта «Сахалин-2». Западная популяция серого кита находится в критическом состоянии и на сегодняшний день насчитывается всего около 100 особей - из них лишь 20-25 самок, способных производить потомство.
Платформа ПА-Б находится в непосредственной близости от района нагула популяции западных серых китов, которые крайне чувствительны к шумовому воздействию (строительные, буровые и сейсмические работы и т.п.) и загрязнению морской среды, включая нефтяное. Киты зачастую погибают от столкновений с судами.
В июне 2007 г. начала работу четвертая экспедиция WWF-Россия на Сахалине, одна из задач которой – выявление на раннем этапе возможного негативного воздействия на серых китов работ по сооружению платформы ПА-Б и оповещение компаний и государственных органов об этом воздействии.
Программа спутникового мониторинга Центра «Сканэкс» направлена на поддержку усилий WWF-Россия по обеспечению безопасности серых китов. В течение июня будет осуществлена регулярная радарная съемка спутниками RADARSAT-1 и ENVISAT-1 акватории Охотского моря с целью обнаружения нефтяных пятен и слежения за перемещением судов вокруг платформы ПА-Б. В соответствии с положениями Плана мероприятий по охране морских млекопитающих суда не должны выходить из зоны работ радиусом 2 км в районе платформы ПА-Б и радиусом 5 км в районе платформы ПА-А («Моликпак»).
Результаты обработки спутниковых снимков представляются на веб-сайте в виде геоинформационных продуктов (радиолокационных изображений и карт), созданных на основе методики, разработанной совместно с Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН.
Совместный проект со Всемирным фондом дикой природы (WWF-Россия) стал для Центра "СканЭкс" возможностью заявить о своей гражданской позиции в области охраны природы и продемонстрировать возможности оперативной космической съемки при решении важных задач экологической и природоохранной направленности. Вся технология создана на базе отечественных разработок и программного обеспечения (за исключением радарных изображений, принимаемых со спутников Канады и ESA, но сегодня отечественных радарных спутников на орбите попросту нет).
В результате проекта мы демонстрируем, что полный цикл от приема радарных данных до интеграции изображений в ГИС может занимать несколько часов, после чего данные становятся доступны общественности и экспертам через веб-сайт ИТЦ "СканЭкс". Хотелось бы отметить, что многолетние усилия компании по внедрению оперативной радарной съемки в управленческую практику наших государственных служб и ведомств практически не дают никаких результатов.
В то же время в передовых зарубежных странах радарная съемка широко применяется в борьбе с браконьерством на море, несанкционированным сбросом нефтесодержащих отходов, контролем судоходства в экономической зоне, для экологического мониторинга природоохранных зон. Трудно предположить, что в России отсутствуют или уже решены аналогичные проблемы. В то же время мы хотим показать, что уже существуют отечественные технологии оперативного космического мониторинга в целях информационной поддержки принятия решений.
На заседании Госсовета в Калуге в апреле 2007 года Президент страны говорил об отсутствии в России рынка космических услуг. Но развития рынка не будет и в будущем, так как отсутствует механизм, побуждающий и поощряющий госаппарат и органы власти внедрять передовые технологические методы.