Картографический спутник ALOS: крушение надежд
По данным японского издания Yomiuri Shimbun, изображения, принимаемые с борта японского картографического спутника ALOS (японское наименование - Daichi) не соответствуют требуемым характеристикам и не могут быть использованы, в частности, для создания и обновления топокарт. Спутник ALOS стоимостью свыше $500 млн. был разработан японским космическим агентством JAXA как раз для целей картографирования территории Земли.
Японский институт геодезии и географии (Geographical Survey Institute) планировал использовать снимки ALOS для обновления топокарт территории Японии масштаба 1:25 000. Однако из-за невысокой точности принимаемых изображений институт вынужден был проводить дополнительные дорогостоящие наземные съемки. В результате из 4300 листов карты, покрывающих всю территорию страны, удалось обновить только 53 листа - менее 1,5% территории.
До сих пор для картографической съемки использовались аэрофотоснимки, полученные при съемке с самолета на высоте 6 000м. Институт геодезии и географии планировал применить снимки ALOS, запущенного в 2006 году, для ежегодного обновления до 700 карт.
Стоимость обновления карт по данным со спутника теоретически намного меньше, чем по данным аэросъемки. Однако японцы просчитались. Требуемая точность определения рельефа по снимкам ALOS должна составлять около 5 метров, но на картах она составила около 6 метров. Недостаточно высокая точность, как оказалось, связана с нарушениями в работе системы ориентации спутника.
Кроме того, как, оказалось, изображения ALOS содержат недопустимо высокий уровень «шумов», что связано с использованием алгоритмов сжатия изображений, не позволяющих после приема на Земле восстанавливать снимки с исходным качеством.
По данным JAXA, если ориентацией спутника еще можно управлять по командам с Земли, то проблему избыточной «зашумленности» изображения устранить невозможно.
На борту спутника ALOS установлено три вида аппаратуры: радар PALSAR с разрешением 10-100 м, многоспектральная камера AVNIR с пространственным разрешением 10 метров и трехкамерная оптическая система PRISM с пространственным разрешением 2,5 м. Очевидно, в статье Yomiuri Shimbun речь идет о снимках, получаемых наиболее точной картографической системой PRISM, которая как раз разрабатывалась для целей восстановления рельефа и обновления топокарт.
Интересно, что в российских издания уже неоднократно представлялись обширные публикации, описывающие высокие геометрические качества снимков системы PRISM спутника ALOS.