Истребители для Малайзии поднялись в небо Сибири

Сегодня на Иркутском авиационном заводе, основной производственной площадке Корпорации «Иркут», состоялся показ первых двух серийных многофункциональных истребителей Су-30МКМ, изготовленных по заказу Королевских ВВС Малайзии.

На церемонии демонстрации летных возможностей истребителей Cу-30 МКМ («многоцелевой, коммерческий, малазийский») присутствовали представители руководства ФГУП «Рособоронэкспорт», российских предприятий, участвовавших в разработке и производстве данного самолета, а также высокопоставленная делегация министерства обороны и Королевских ВВС Малайзии, российские и малазийские журналисты.

В 2003 г. Королевские ВВС Малайзии при выборе нового многоцелевого самолета отдали предпочтение российскому Су-30МКМ, а не американскому F-18 Super Hornet. В августе того же года в ходе официального визита в Малайзию Президента Российской Федерации Владимира Путина был подписан контракт на поставку партии боевых машин данного типа.

До того времени на вооружении Королевских ВВС Малайзии были в основном самолеты западного производства, а из числа российских – истребители МиГ-29, которые хорошо себя зарекомендовали.

Самолет Су-30МКМ является новейшей версией широко известного многофункционального истребителя Су-30МКИ, большая партия которых была поставлена Корпорацией «Иркут» в Индию в 2002-2004 гг. и которые в настоящее время изготавливаются по лицензии индийской авиастроительной корпорацией ХАЛ. Успешный опыт эксплуатации самолетов Су-30МКИ в Индии в значительной степени повлиял на выбор руководства Малайзии при принятии решения о закупке многоцелевых самолетов для Королевских ВВС.

Су-30МКМ создавался ОКБ Сухого на основе сверхманевренного истребителя Су-30МКИ, имеет аналогичный планер, современный двигатель с управляемым вектором тяги (УВТ) и новейшую цифровую систему управления. Модификация МКМ отличается от МКИ составом бортового оборудования.

Французская фирма ТHALES поставляет индикатор на лобовом стекле (HUD), инфракрасную систему переднего обзора (NAVFLIR) и контейнер лазерного подсвета ((LDP Damocles). На самолете установлены датчики фирмы AVITRONICS (ЮАР) для предупреждения о лазерном облучении и приближении ракет.

В состав БРЭО входят система радиоэлектронного противодействия (РЭП), современный радар с фазированной антенной решеткой, способный одновременно отслеживать 15 целей и атаковать 4, оптико-локационная система с лазерным дальномером, поставляемые ведущими российскими предприятиями. Вся работа по интеграции авионики осуществлялась при активном содействии проектной группы КВВС Малайзии, работающей в Москве на постоянной основе.

Согласно имеющимся обязательствам, в 2007 г. для КВВС Малайзии будет поставлена основная часть заказанных боевых машин, а остальные – в 2008 г. Президент Корпорации "Иркут" О.Ф.Демченко отмечает: «Пример самолетов Су-30МКИ и Су-30МКМ свидетельствует о том, что наша продукция отвечает самым строгим требованиям заказчика. ВВС Индии, Малайзии и других стран уже сделали свой выбор в пользу этих самолетов».

"Сейчас необходимо применять новые формы и методы взаимовыгодного сотрудничества, - считает заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" В.М. Комардин. – Наше предприятие расширяет номенклатуру российских экспортных поставок, уделяет большое внимание реализации оффсетных программ, организации совместных предприятий, передаче технологий.

Так, в рамках оффсетной части малазийского контракта предусмотрено создание на территории этой страны сервисного центра для российской авиатехники, а также содействие в реализации национальной космической программы. Уже осенью нынешнего года первый малазийский космонавт вместе с участниками 16-ой экспедиции посетит Международную космическую станцию".