Инженеры и джихад: социологическое исследование
Британские социологи Диего Гамбетта (Diego Gambetta) и Стефен Хертог (Steffen Hertog) обнаружили, что среди членов исламских радикальных группировок доля специалистов с высшим образованием аномально высока и намного превышает средний уровень. Особенно много среди радикалов инженеров - специалистов с высшим техническим образованием. Статья исследователей так и называется - Engineers of Jihad ("Инженеры Джихада").
Ученые попытались проанализировать образовательный уровень известных им 404-х членов нескольких радикальных исламских группировок из стран Ближнего Востока, Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Им удалось обнаружить точные данные об образовании, в том числе о месте учебы и полученной специальности для 284 из них. Затем они сравнили эту информацию с показателями среднего уровня образования в соответствующих странах.
Оказалось, что доля специалистов с высшим образованием среди исламских радикалов необычно высока - 69%. Это много, даже учитывая вероятное наличие систематической ошибки. Доля лиц с высшим образованием среди арабского населения гораздо ниже - на конец 1980-х гг. в странах Ближнего Востока и Северной Африки она составляла всего 12,2%.
Как выяснили социологи, особенно часто среди получивших высшее образование исламских радикалов встречаются технические специалисты: 44% членов радикальных группировок имели инженерные дипломы, 8% - медицинские, 7% получили образование в области экономики и бизнеса.
Точные причины склонности инженеров к "радикализации" остаются неизвестными. Британские исследователи полагают, что она может быть вызвана двумя факторами - плохими социальными условиями, в том числе низкими профессиональными возможностями для технических специалистов в некоторых исламских странах, а также, вероятно, их особым менталитетом, способствующим радикализации мировоззрения.
Истинная мотивация склонных к радикализму инженеров из исламских стран в исследовании не рассматривалась. Неизвестно также, насколько влияет инженерное образование на радикализацию мировоззрения в иных культурных традициях.