Инновации во зло: наночастицы убивают мозг

Ученые из Университета Плимута впервые продемонстрировали факт пагубного воздействия наночастиц на мозг и другие отделы центральной нервной системы животного.

Исследователи подвергли радужную форель воздействию оксида титана, наночастиц которые широко используются в качестве отбеливающего вещества во многих товарах, включая краски, некоторые средства личной гигиены, а также многочисленных видах продукции пищевой промышленности. Оказалось, что наночастицы провоцируют образование отверстий в нервных клетках некоторых частей мозга, что вызывает смерть нервных клеток. Подобные негативные эффекты ранее уже наблюдались в некоторых клеточных культурах в пробирке, однако впервые удалось обнаружить это опасное явление в организме живых позвоночных.


Наночастицы спровоцировали образование отверстий в нервных клетках некоторых частей мозга радужной форели, что вызвало смерть нервных клеток

На текущей ранней стадии исследования ученые пока не могут выявить точную причину гибели нервных клеток: возможно, это результат проникновения наночастиц в мозг и повреждения носят механический характер, но, тем не менее, "вредить" может быть и химическая активность наночастиц. В любом случае негативное воздействие на мозг рыбы очевидно, и оно очень похоже на отравление другими веществами, такими как ртуть. При этом такие материалы способны к биоаккумуляции, то есть к накоплению в растениях и животных, что представляет особую прогрессирующую опасность для дикой природы и людей.

Результаты работы британских ученых указывают на тот факт, что мы пока слишком мало знаем о воздействии наноматериалов на организм человека. К сожалению это не препятствует широкому распространению продукции с наночастицами, такими как частицы оксида титана и серебра. Исследователи констатируют: необходимо разрабатывать новые требования по защите окружающей среды и обеспечению безопасности человека при использовании наноматериалов. Однако в настоящее время товары с надписью «нано» пользуются слишком большим спросом, чтобы производители снизили темп их внедрения и сократили масштабы рекламы.