Химики близки к разгадке секрета сфумато

Знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи вновь подверглась исследованию – на сей раз с помощью рентгеновских технологий.

Ученые под руководством Филиппа Уолтера (Philippe Walter) из лаборатории центра исследования и реставрации музеев Франции (LC2RMF, CNRS/Ministеre de la culture et de la communication) в сотрудничестве со специалистами из центра ESRF и Лувра предприняли очередную попытку разгадать секрет сфумато - живописной техники, с помощью которой художники Возрождения, и прежде всего Леонардо да Винчи, добивались неуловимых переходов от света к тени.

Исследовались тончайшие лессировочные слои и пигменты в области лиц, запечатленных на семи картинах Леонардо. Результаты опубликованы в журнале Angewandte Chemie, сообщает BBC.

Как отмечают эксперты, для приема сфумато характерно полное отсутствие каких-либо следов кисти или пальцев на поверхности картины – художник создает настолько плавные полутона и полутени, что изображение кажется почти «живым». По этой причине полотна Леонардо практически не поддаются исследованию и упорно хранят секреты его мастерства.

Для своего времени сфумато стал приемом поистине инновационным. Ранее сфумато изучали с помощью различных методов, в том числе и оптических. Теперь «Мону Лизу», хранящуюся в Лувре, а также 6 других картин Леонардо решили подвергнуть рентгеноспектральному флюоресцентному анализу (X-ray fluorescence, XRF) с целью получить наиболее полную информацию о толщине лессировочных слоев и их составе и восстановить последовательность их нанесения. Стоит заметить, что данный метод является наиболее «щадящим» - для него не требуется брать образцы краски с живописной поверхности.

Результаты показали, что да Винчи удавалось последовательно наносить лессировки толщиной в 1-2 микрометра. Окончательная толщина лессировочного слоя составляла всего 30-40 микрометров. Кроме того, Леонардо постоянно экспериментировал, добиваясь поистине волшебного жизнеподобия – на протяжении 40 лет он постоянно менял приемы передачи полутеней, варьируя то толщину, то состав лессировок.