GPS сегодня: дозаправка в воздухе стала автоматической

Спутниковая система определения координат GPS позволяет автоматизировать процесс дозаправки самолетов в воздухе, требующий филигранного управления самолетами. Это открывает новые перспективы перед беспилотной авиацией. Агентство передовых оборонных исследований США DARPA и НАСА продемонстрировали в действии систему автоматической дозаправки в воздухе. Система, разработанная компанией Sierra Nevada Corporation (SNC), позволяет автоматически с филигранной точностью выполнять весь комплекс операций, необходимых для осуществления надежной и безопасной дозаправки самолета в воздухе – в частности, при захвате приемного конуса топливопровода и в процессе самой дозаправки. В основе системы, открывающей новые перспективы перед беспилотной авиацией – технология дифференциальной GPS.

Первые летные испытания в полностью автоматическом режиме (седьмые из восьми запланированных по программе autonomous airborne refuelling demonstration, AARD) прошли 30 августа на базе ВВС Эдвардс в штате Калифорния. В ходе испытаний экспериментальный истребитель НАСА F/A-18 Hornet, оборудованный системой, играл роль «беспилотника», заправка которого в полете осуществлялась самолетом-заправщиком Boeing 707-300.

Основной задачей программы AARD, сообщает Flight Global, является демонстрация технической осуществимости автоматического управления самолета при двух ключевых операциях дозаправки – уравнивания скоростей обоих самолетов и фиксации их относительного местоположения, и последующего сближения, необходимого для захвата штангой системы заправки конуса топливопровода.

Как сообщает DARPA, в ходе испытаний пилоты истребителя F/A-18 санкционировали действия автоматической системы на отдельных этапах полета, но само управление осуществлялось полностью «автопилотом».

В основе технологии, разработанной компанией SRC, лежит использование дифференциального GPS-режима, позволяющего повысить точность определения относительного местоположения объектов за счет снижения.

Летчик-испытатель НАСА Дик Эверс (Dick Evers), управлявший F/A-18 в ходе испытаний, обратил особое внимание на совершенно иной «почерк» автоматической системы управления, отсутствие характерного для пилотируемой заправки последнего «броска», в ходе которого осуществляется захват конуса. «Управляемое компьютером сближение проходило неправдоподобно ровно и спокойно, медленно, но верно», - отметил он.

Несмотря на восхищенный отзыв пилота, испытания системы AARS не обошлись без замечаний – система допустила несколько «промахов», удачными оказались лишь 2 из 6 попыток. Вместе с тем, подчеркивается в пресс-релизе DARPA, даже неудачи продемонстрировали надежность и перспективность системы – при каждом промахе система сама автоматически прекращала сближение, самостоятельно и безопасно для самолетов переходя к следующей попытке.