Срыв первоначальных сроков и многократный рост стоимости – общая беда бюджетных космических проектов, особенно секретных программ. Чтобы преодолеть негативную тенденцию, в США реализуются новые схемы частно-государственного партнерства, позволяющие заинте
Как показывает мировой опыт, обычно ни один бюджетный космический проект не удается завершить в намеченный срок и в пределах первоначально запланированных сумм. Однако по мере роста масштабности космических программ эта тенденция также принимает «космические» масштабы, особенно если дело касается оборонных проектов, целесообразность которых ни один контрольный орган не осмелится оспаривать. Двух-трехкратный рост стоимости многомиллиардных проектов давно уже стал обычным явлением.
FIA, SBIRS, NPOESS и Space Radar
В октябре 2005 года национальное управление воздушно-космической разведки NRO осуществило очередную реструктуризацию самого масштабного за историю США военного космического проекта по разработке перспективных спутников видовой разведки
Future Imagery Architecture (FIA). В 1999 году контракт на выполнение проекта FIA
(репортеры окрестили его FIAsco) получила компания Boeing, которая обошла своего главного конкурента
аэрокосмического гиганта Америки Lockheed-Martin, пообещав низкую цену и более прогрессивные технологические решения.
В 2005 году на орбите должен был появиться первый КА FIA, но выяснилось, что из-за нехватки опыта у компании Boeing для появления первого спутника FIA требуются дополнительно $5 млрд. и как минимум еще 3 года. В результате октябрьской реструктуризации FIA заказчик сократил долю работ Boeing в проекте, передав разработку спутников видовой разведки с оптико-электронной аппаратурой компании Lockheed-Martin. Несмотря на проявленную неспособность, компания Boeing получит еще около $500 млн. для завершения работ по оптической компоненте FIA и продолжит разрабатывать радиолокационные аппараты FIA.
В декабре 2005 года Пентагон сообщил о сокращении закупок перспективных спутников обнаружения пусков ракет SBIRS с пяти до двух-трех единиц. Стоимость программы SBIRS, разрабатываемой компанией Lockheed-Martin, выросла в 3 раза, а срок запуска первого спутника
отложен на 7 лет.
Другая программа перспективная объединенная метеорологическая система министерства обороны и управления NOAA National Polar-orbiting Operational Environmental Satellite System (NPOESS) уже превысила
первоначальный 7-миллиардный бюджет на 25%. Срок запуска первого спутника NPOESS C-1, первоначально запланированный на 2008 год, был перенесен на 34 года.
Конгресс США уже второй год сокращает ассигнования на перспективную программу космической радиолокационной разведки
Space Radar, технологии которой еще только разрабатываются, а оценка полной стоимости системы колеблется в большом интервале. По заверениям менеджеров системы, точное число оперативных спутников в системе станет известно лишь после 2010 года.
Частно-государственное партнерство решение проблемы?
Практически все крупные космические проекты США поражает сходный недуг сроки их реализации растягиваются, стоимость неизменно вырастает, и когда, наконец, программа развернута, выясняется, что она не удовлетворяет всем требованиям заказчика. Ведущая американская компания в области системного анализа Booz Allen Hamilton выявила основные источники проблем в реализации крупных космических проектов (ранжированы в порядке убывания приоритета).
1. Технологические трудности реализации требований технического задания и изменения технического задания, которые заказчик осуществляет уже в ходе разработки.
2. Снижение финансирования, задержки или ограничения в поступлении бюджетных средств.
3. Ошибки в прогнозировании будущей стоимости изделий и процессов.
4. Недостатки в процедурах государственных закупок космических систем.
5. Стремление исполнителей контрактов занижать стоимость контрактных работ на начальной фазе для победы в тендерах над конкурентами.
6. Отсутствие необходимого профессионального опыта и знаний кадров предприятий-участников кооперации по разработке новых космических программ.
#gallery#
Нельзя сказать, что негативные тенденции в разработке космических проектов остаются без внимания. Администрация Джорджа Буша предприняла ряд шагов, направленных на устранение недостатков в практике госзакупок космических вооружений, и внесла соответствующие изменения в основной регламентирующий документ (National Security Space Acquisition Policy 0301). Существуют законодательные процедуры Конгресса, направленные на пересмотр программ, стоимость которых превысила первоначально заявленные суммы, но принятые меры пока не дали ожидаемого эффекта.
В последние годы в США, Германии и Великобритании появились новые схемы частно-государственного партнерства, которые позволяют совместить преимущества государственного планирования и частной заинтересованности в выполнении национальных космических проектов. Последние примеры в области космической съемки спутник видовой разведки Великобритании Topsat-1, запущенный 27 октября 2005 г., и перспективные радиолокационные спутники
Германии TerraSAR-X и Канады Radarsat-2. В области коммерчески рентабельной космической связи новые формы партнерства существуют уже давно.
Агентство геопространственной разведки NGA по инициативе директора агентства генерал-лейтенанта ВВС в отставке Дж. Клаппера (Clapper) также применила новую схему частно-государственного партнерства в области видовой космической разведки. Как известно, агентство NGA, снабжая потребителей геопространственной информацией, функционально зависит от результатов деятельности управления космической разведки NRO, которое руководит разработкой и является оператором национальных средств космической разведки.
В связи с угрозой длительной задержки в появлении новых спутников FIA, агентство NGA в 2003 и 2004 годах разместило два контракта NextView по $500 млн. по схеме частно-государственного партнерства, чтобы обеспечить непрерывность поступления данных вне зависимости от ситуации с FIA.
По условиям контрактов NextView, две частные компании DigitalGlobe и GeoEye разрабатывают спутники двойного назначения
WorldView и OrbView-5 с аппаратурой съемки Земли с пространственным разрешением 0,5 м и 0,4 м. Агентство NGA участвует в долевом финансировании (примерно 50/50) новых спутников в счет будущего получения космической информации по твердым ценам ниже рыночных. Кроме того, агентство NGA гарантирует приобретение космической информации в течение срока эксплуатации спутников.
В контрактах оговорены твердые сроки запуска КА WorldView-1 (конец 2006 г.) и OrbView-5 2007 г. В случае срывов контрактных сроков компании-операторы DigitalGlobe и GeoEye должны поставлять космические снимки
с оперативных КА QuickBird-2, OrbView-3 и Ikonos-2 в счет уже полученных денег. Компании, получившие контракт, являются операторами ныне действующих космических систем и заинтересованы в своевременном появлении спутников на орбите.
Часть ресурса (около 50%) новых космических аппаратов компании-операторы будут использовать для продажи сверхдетальных космических изображений на мировом рынке. Нет сомнения в том, что снимки полуметрового разрешения найдут широкий спрос в мире, где американцы будут монополистами (пока ни одна страна еще не заявила о планах создания спутников с аналогичной аппаратурой). Эффективность схемы частно-государственных контрактов NextView будет подтверждена или опровергнута уже в 2006 году.
Бюджетный космос в России
Тенденции эскалации стоимости и задержки сроков реализации космических проектов не обошли стороной и отечественную космическую отрасль. Так, по данным Счетной палаты, разработка спутника «Вулкан» для прогноза землетрясений ведется с 1996 года, а степень готовности аппарата на момент проверки Счетной палатой в 2005 году составляла 23,7%.
Другой многострадальный проект -спутник высокодетальной съемки
«Ресурс-ДК» разрабатывается с 1996 года, а запуск традиционно откладывается с года на год. Получить оценки стоимости проекта в открытой печати не удалось. В итоге отечественная отрасль дистанционного зондирования Земли фактически лишена собственных спутников высокого разрешения. За десять прошедших лет спутник морально не «посвежел», а его вес, приближающийся к 7 тоннам, на порядок превышает вес успешно работающих на орбите спутников с даже более высокими характеристиками.
Российская метеорология осталась без собственных спутников вообще.
Причины затягивания разработки новых космических проектов в России могут отличаться от американских в силу специфики состояния отечественной индустрии. Среди них специалисты называют длительное недофинансирование и технологическое отставание. В результате, как заметил представитель космической отрасли, предприятие порой заинтересовано в затягивании разработки новой программы для получения дополнительных бюджетных средств.
Тем не менее, в России тоже появляются новые схемы финансирования космических проектов, в которых предприятие-разработчик инвестирует собственные средства из прибыли. Примером такого партнерства у нас является проект «Кондор-Э» НПО Машиностроения и программа дистанционного зондирования ГКНПЦ им. Хруничева и ФКА «Монитор-Э». В связи с ограниченностью собственных средств российских предприятий, такая схема пока не зарекомендовала себя в качестве панацеи.
Трудный старт спутника «Монитор-Э»
и отсутствие серии «Мониторов» в федеральной космической программе ФКП-2015 показывают, что на сегодняшний день в партнерстве согласия нет. Напомним, что в США основой проектов NextView, кроме бюджетных средств NGA, являются финансы инвесторов, кредиты и доходы от размещения акций на бирже, т.е. используются рыночные механизмы при наличии государственных гарантий.
Сегодня трудно выбрать жизнеспособную схему для России, но современные реалии таковы, что только государственная форма закупок и менеджмента крупных космических программ становится сверхзатратной и малоэффективной.