Госдеп США хочет «прикарманить» все космические технологии

Частная космонавтика столкнулась не только с финансовыми проблемами, но и с далекоидущими планами правительства США.

На форуме в Брумфилде, штат Колорадо, прозвучали не очень радостные новости по поводу освоения космоса частными компаниями. Помимо финансовых проблем, развитию частной космонавтики начал угрожать Госдепартамент США.

Форум прошел 3 июня, в нем приняли участие ученые, инженеры и бизнесмены, занимающиеся частными космическими проектами. В целом тон выступления был обычным и состоял из оптимистичных рассказов о том, что совсем скоро частные космические корабли и суборбитальные самолеты будут ежедневно летать в космос, перевозя грузы, пассажиров и научную полезную нагрузку. То же самое говорили и на первой такой конференции в 2010 году, например глава Xcor Aerospace заявлял, что «к концу 2011 года или в начале 2012 года мы увидим частные космодромы, беспрецедентно загруженные различными рейсами (на орбиту и в суборбитальное пространство)». На сегодняшний день в США уже насчитывается 8 космодромов с лицензией Федерального управления гражданской авиации, но никакого оживленного и пассажиро- и грузопотока в них и в помине нет. Почему так? Неужели частники ошиблись в прогнозах и переоценили свои возможности?

Основной проблемой частного освоения космоса стало снижения финансирования со стороны НАСА. Частным компаниям обещали стабильное финансирование в размере $15 млн. в год, но из-за сокращений бюджета НАСА, принятых Конгрессом, частники получили $10 млн. Немногие компании смогли сохранить темп работ в этих условиях, возможно только SpaceX во главе с энтузиастом-миллиардером Элоном Маском и концерн-гигант Boeing, да и те просрочили проекты пилотируемых кораблей на несколько лет.

Но несмотря на проблемы с деньгами, проекты все же движутся вперед, в том числе и в области частных суборбитальных полетов. В апреле, компания Virgin Galactic впервые провела высотный запуск ракетного двигателя суборбитального самолета SpaceShipTwo, который смог преодолеть звуковой барьер и успешно приземлился на частный космодром в Мохаве. За месяц до этого компания Masten Space Systems успешно протестировала беспилотную ракету вертикального взлета и посадки. Компания XCOR к концу этого года планирует провести первый испытательный полет своего пилотируемого суборбитального самолета Lynx. Первые рейсы этого аппарата уже куплены Институтом Стерна.

Таким образом, выходит, что хоть и медленно, но частная космонавтика движется к заветной цели. Вроде бы в 10-летней перспективе все хорошо, если бы не заявление, Госдепартамента США, которое ошарашило частный космический бизнес. Американские чиновники в этом месяце всерьез начали рассматривать предложение Госдепа о добавлении «пилотируемых суборбитальных, орбитальных, лунных, межпланетных или обитаемых» космических аппаратов в так называемый Munitions List. Это перечень технологий, запрещенных к продаже за пределы США. Если это предложение будет одобрено, частная космонавтика, фактически, перейдет под контроль правительства США, которое будет решать что можно делать с частными кораблями, а что нет.


Суборбитальные самолеты, вроде Lynx (на рисунке), теоретически, могут использоваться в качестве основы для создания военных ударно-разведывательных систем. Госдеп считает, что продажа таких технологий может быть опасна для интересов США

Кроме того, многие американские компании участвуют в частных зарубежных космических проектах и может повториться ситуация, которую уже наблюдают в самолетостроении: из-за американских «болта и гайки» запрещают продажу самолетов странам, которые по разным причинам «потеряли доверие» США. Так было, например, с российским самолетом Ту-204, который американцы в 2010 году запретили продавать Ирану из-за того, что российские авиастроители использовали в самолете американские двигатели.