Google Earth в России: год спустя

Появившийся год назад геосервис Google Earth преобразил представления о нашей планете и о месте географии в сегодняшнем мире. Глава представительства Google в России Владимир Долгов в эксклюзивном интервью Science.Cnews рассказал о планах компании по пр Появление год назад нового поколения геосервисов Google Maps и Google Earth, не только открывших доступ к качественным современным геоданным, но и позволивших всем желающим создавать свои собственные информационные слои и географические продукты, явился новым качественным скачком в развитии геоинформатики.

Впервые простой пользователь смог увидеть Землю из космоса с самым высоким доступным на сегодняшний день разрешением, самостоятельно смоделировать трехмерный вид территорий и объектов с учетом истинного рельефа местности. Виртуальные перелеты над «цифровым глобусом Земли» и даже к другим планетам стали реальностью. Новое поколение получило возможность изучать собственную планету по ее реальным изображениям, не опосредованным географическими картами.

Успех новых сервисов, обусловленный не только «глобальностью» продукта в прямом смысле этого слова, но и его удобным интерфейсом и бесплатностью, оказался оглушительным. К настоящему времени число его пользователей перевалило за 100 млн., число разработчиков превысило 30 тыс. – беспрецедентные для геоинформационного продукта показатели. Первые ГИС на базе платформы Google Earth появились и за рубежом, и в России.

Они уже используются археологами для поиска забытых античных городов, муниципальными службами в управлении городским хозяйством, правоохранительными органами, поисковыми отрядами, ведущими поиск незахроненных останков павших бойцов Великой Отечественной, и многими другими.

Новизна подхода, реализованного в новых геосервисах Google, подтверждена не только целым каскадом призов Webby. Разработчики разных стран ринулись на новый рынок, пытаясь создать продукты со схожей функциональностью.

#gallery#
Аналогичный – правда, существенно менее информативный – геопортал появился во Франции, планируется его запуск в Канаде, компания Microsoft также не намерена оставаться в стороне. Эта активность только подчеркивает неоспоримое первенство Google Earth и его доминирование на рынке.

Приобрести геомодель на базе Google Earth по фиксированной цене

Глава недавно открывшегося представительства Google в России Владимир Долгов дал эксклюзивное интервью Science.CNews, в котором впервые охарактеризовал перспективы Google Earth в России.

СNews: Каким видит Google будущее своих геопространственных сервисов в России? Как Google собирается подтверждать свое лидерство в этом сегменте рынка в ближайшем будущем? Google: Непрерывным улучшением наших продуктов по всем параметрам – по качеству сервисов, по их количеству. На неискушенный взгляд Google Earth – это не более чем игрушка, но за ним скрывается невероятный объем информации. Это, например, компании, которые размещают в нем информацию о самих себе для клиентов, чтобы упростить им поиск.

При запуске Google Earth слева появляется панель, в которой очень много информации, загруженной не просто сотрудниками Google, но и множеством простых пользователей, создающих свои собственные информационные слои и непрерывно пополняющих их новой информацией. Своеобразные путеводители.

Так, кстати, появилась первая картографическая информация для Москвы в среде Google – я случайно нашел ее осенью прошлого года. Это софт, который развивается уже не одними сотрудниками компании – но и множеством пользователей, а их во всем мире уже свыше 100 млн. Что же касается конкуренции… Она подстегивает, это стимул для развития. Соответственно, чем выше конкуренция, тем лучше будут наши продукты.

СNews: Не возникает ли проблем с законодательством? Пресловутые 30 м?

Google: Что касается карты для Москвы, представленной в Google Maps – она сделана не нами, мы приобрели ее у компании, имеющей официальные лицензии. Что касается моего личного мнения об этой проблеме, то Россия получает несравнимо больше пользы от нашей информации, чем какого-либо сомнительного и только потенциального вреда.

Уже давно ведутся разговоры о том, что от ограничений на доступ к геоданным пора отказываться, что эти ограничения мешают развиваться стране, уже было знаменитое «письмо четырех министров»… Простой пример – GPS-навигация.

Предельная допустимая точность – 30 метров, но при этом у множества людей в машинах вмонтированы GPS-приемники. BMW просто по умолчанию все поставляемые в Россию машины оснащает GPS-приемниками с разрешением 30 сантиметров. Бороться с GPS-системами сегодня – это все равно, что бороться со стиральными машинами.

Я думаю, что снятие бессмысленных ограничений – вопрос времени, а задержки с их снятием объясняются тем простым фактом, что это совсем не первоочередная задача для правительства.

СNews: Собирается ли Google предложить свою систему представления геоданных в формате Google Earth в качестве основы для общегосударственной системы?

Google: Мы можем формально даже не узнать, что кто-то использует нашу систему – API загружают десятки тысяч пользователей, он бесплатен. Потом случайно узнаешь, что наша система у кого-то стоит. Думаю, что Google Earth крайне нужен в России – например, тому же министерству транспорта, для управления государственной инфраструктурой вообще. Можно делать тот же земельный кадастр на основе Google Earth. Каждый найдет в нем что-то для себя. Вместо того, чтобы вкладывать бешеные деньги неизвестно во что – берите готовое, пользуйтесь. Лежит ведь, денег не просит.

СNews: То есть продвижение Google Earth на российский рынок – дело самих пользователей?

Google: Думаю, да – рынок сам сможет оценить этот продукт по достоинству. Геоинформатика лежит несколько в стороне от нашего основного бизнеса. Google Earth – прекрасная, очень красивая, удобная и многоцелевая платформа, но мы используем ее в первую очередь для решения наших основных – поисковых – задач: привязки бизнесов, компаний, людей, наконец – к реальным и высокоточным географическим координатам в дополнение к виртуальной привязке по IP-адресу. Это очень забавно, но Google никогда не проводил широкомасштабных рекламных компаний ни в одной стране мира.

Сnews: Что-то всегда приходится делать впервые…

Google: Да, конечно. Единственный пример до сих пор, когда Google размещал рекламу на биллбордах – пару лет назад вдоль 101 шоссе в Калифорнии стояли биллборды с предложением решить некоторую задачу, а решившему ее предлагали заполнить анкету как потенциальному сотруднику компании.

Но роликов с заклинаниями «Google – лучший продукт» не было никогда. Компания искренне верит, что она производит прекрасный продукт, а прекрасные продукты «раскручивают» сами себя гораздо лучше, чем любая реклама. Уровень продукта таков, что реклама ему не нужна – и это правда.

СNews: Есть ли у Google планы взаимодействия с разработчиками геоинформационных систем в России? Многие госструктуры хотели бы приобрести Google Earth, но сталкиваются с проблемами при приобретении продукта, несмотря на его близкую к нулевой стоимость.

Google: Проблема приема денег у российских пользователей в ближайшее время будет решена. Что касается взаимодействия с разработчиками… Если такая потребность – обучения технологическим решениям, например – появится в России, мы будем проводить семинары по тренингу, по Google Earth, по взаимодействию с ним, по разработке на этой платформе. Это не вопрос.