Гибель "Колумбии": первые версии

По крайней мере три независимых комиссии займутся расследованием обстоятельств, итогом которых стало разрушение многоразового космического корабля "Колумбия" при входе в плотные слои атмосферы. В то время как тысячи поисковых групп прочесывают территорию штатов Техас и Луизиана в поисках фрагментов разрушившегося корабля и останков астронавтов, группа сторонних экспертов, отобранных руководством НАСА, сегодня уже приступила к расследованию причин трагедии. Помимо этого, НАСА проводит также внутреннее расследование обстоятельств случившегося. Кроме вышеназванных комиссий, члены обеих палат Конгресса США планируют организовать собственное расследование катастрофы, потрясшей весь мир. Расследование ведет также национальная комиссия по безопасности на транспорте США (National Transportation Safety Board). Руководителем внутренней комиссии по расследованию НАСА, работающей на территории базы ВВС США "Барксдейл" в штате Луизиана, назначен адмирал флота Гарольд Гехман (Harold Gehman), который руководил расследованием террористического акта, направленного против эсминца "Коул" в Йемене в октябре 2000 года.

Внимание специалистов приковано к телеметрическим данным, характеризующим состояние левого крыла шаттла, по которому пришелся удар блока изоляционной пены, оторвавшегося вскоре после старта от внешнего топливного бака (на фото), при этом, по неофициальным данным, наблюдалось появление тысяч осколков. Сообщается также, что корабль был в состоянии войти в атмосферу в более "щадящем" тепловом режиме в том случае, если бы были зафиксированы существенные повреждения теплозащитного покрытия, однако "Колумбия" спускалась в штатном режиме.

Момент удара куска пены по крылу при старте «Колумбии» (фото: SpaceFlight Now).

Первым признаком нештатной ситуации на борту явился выход из строя датчиков, установленных на крыле (около 14.00 по Гринвичу), а также последовавший за этим необычно высокий рост температуры в этой же области корабля за несколько минут до потери с ним связи. За семь минут до катастрофы было зафиксировано также повышение температуры в нише левой стойки шасси на 7oC; за пять минут до потери связи с кораблем рост температуры в левой части фюзеляжа, расположенной непосредственно над крылом, составил 32oC (с правой стороны он был штатным - 8oC). Датчики температуры были установлены на алюминиевом корпусе корабля, в нормальном состоянии защищенном плитками термозащитного покрытия.

Помимо этого, было зафиксировано также изменение положения корабля (крен влево), вызванный растущим градиентом атмосферного давления. В результате включилась автоматическая система коррекции положения корабля. По данным НАСА, потребовавшаяся коррекция была самой серьезной за весь период входа корабля в атмосферу, однако находилась в пределах расчетных механических нагрузок "Колумбии". В этот момент корабль находился в наиболее сложном в термическом отношении участке траектории входа; температура достигала 1650 oC. Скорость корабля в 18 раз превышала скорость звука.

В ходе расследования выяснилось также, что злополучный внешний топливный бак "Колумбии" был баком старой конструкции, хотя в пресс-релизе НАСА перед стартом корабля сообщалась, что будет использован новый, так называемый "сверхлегкий" топливный бак. Баки старой конструкции больше не производятся, их собственный вес на 2700-3150 кг превышает вес баков новой конструкции.

Источники: по материалам Associated Press, Space Daily, SpaceFlight Now.