Геопорталы признаны российской провинцией

Начинается эпоха массового использования геопорталов в российской «глубинке», поскольку они обладают рядом принципиальных качественных преимуществ перед геоинформационными системами и, тем более, – перед New.KosmoSnimki.Ru с космическими снимками части территории России. С 2005 года в России хорошо знакомы ресурсы Google Maps и Google Earth, ставшие фактически мировым стандартом геосервисов вообще. Пользователи "в глубинке" полностью осознали преимущество геосервисов перед обычными картами и ГИС, однако в сравнении двух ресурсов российский аналог, с их точки зрения, проигрывает.

К примеру, в сравнительном анализе качества покрытия г. Серпухова Московской области и Серпуховского района в ресурсах Google Maps и New.Kosmosnimki.Ru, представленном в местной газете «Ока-инфо», делается вывод не в пользу последнего. Более четкое изображение Серпухова и частично Серпуховского района, по мнению пользователей, представлено на портале maps.google.com. На снимках в Google хорошо видны все объекты на территории Серпухова, вплоть до машин и людей.

Авторов обзора не смутил даже тот факт, что облака на этих снимков закрывают часть объектов в городе, а тени от них делают малоконтрастными и трудно читаемыми изображения других. Основным показателем качества геопортала в глазах пользователей сегодня является пространственное разрешение растровых изображений (космических или аэроснимков) и только оно. На втором месте - их актуальность.

Вместе с тем, проводить сравнение ресурсов только лишь по этому "узкому" набору параметров не вполне корректно. К тому же даже по пространственному разрешению русский геопортал может "посостязаться" с продуктом Google.

Как сказал разработчик геопортала New.Kosmosnimki в интервью порталу Исследования и разработки – R&D.CNews, сравнительный анализ гепорталов часто сводится к сопоставлению детальности изображений QuickBird (разрешение лучше 1 метра), используемых фрагментарно в Google, и Eros A (2 метра) в российском портале, что не совсем корректно.

Существуют и другие параметры - например, актуальность мозаики (дата съемки), частота и регулярность её обновления. К тому же "базовое" покрытие в геосервисах Google, представленное снимками LandSat (разрешение около 30 м, точность геопривязки - около 100 м) оказывается хуже, чем в геопортале New.Kosmosnimki.

Тот факт, что Google стал расширять детальное покрытие и чаще обновлять мозаику территории России, полагает эксперт, можно связать и с появлением альтернативных геопорталов в нашей стране.

Вместе с тем, появление сравнительных анализов геопорталов, выполненных разнымси компаниями и с использованием разных, зачастую смутно угадываемых подходов и концепций, можно только приветствовать. Тем более важно, что геопорталы признаны, активно используются и анализируются в российской провинции.

Мировой опыт свидетельствует о том, что принципиальные отличия геопорталов от всех остальных способов представления географической информации, включая карты и геоинформационные системы, привел к беспрецедентному проникновению географии "в массы". Этот процесс вполне можно назвать новой эпохой Великих Географических открытий. В Нидерландах около половины населения вообще, включая младенцев и глубоких стариков, постоянно пользуется Google Earth. Теперь эта тенденция ясно проявились и в России, причем в провинциальном центре.

Единственное, о чем приходится сожалеть - возможность сравнивать геосервисы от Google хотя бы с каким-нибудь аналогом есть далеко не у всех жителей российской провинции - New Kosmosnimki являются локальным ресурсом и представляют данные лишь на очень ограниченную территорию.

Но конкурентная борьба за принципиально новый рынок нарастает. В независимости от того, какая именно компания в ней победит - выиграет Россия.