Фотонный перехват: заря эпохи лазерных блицкригов

Первый в истории перехват баллистической ракеты пучком фотонов обозначает начало кардинально новой эпохи, содержание и смысл которой ещё предстоит осмыс

11 февраля 2010 года, по информации агентства противоракетной обороны США, лазерный комплекс ABL авиационного базирования впервые произвёл экспериментальный, но убедительный перехват реальной цели - учебной баллистической ракеты.

Цель была поражена на начальном, активном участке траектории, спустя менее чем две минуты после запуска.

Перехват был произведён на полигоне Пойнт Мугу в акватории Тихого океана, у побережья Калифорнии. О дальности перехвата информации не приводится - однако она в любом случае потребовала инициализации системы адаптивной оптики, что свидетельствует о высоком уровне готовности этой важнейшей подсистемы лазерного стратегического комплекса.

Перехвату реальной ракеты предшествовали, как теперь выясняется, прошедшие 10 января 2010 года испытания. В их ходе облучению лазером ABL подвергалась ракета-мишень Missile Alternative Range Target Instrument (MARTI), оснащённая комплексом датчиков.

Собранная в ходе испытаний телеметрическая информация, по сведениям агентства, подтвердила заявленные ТТХ ABL и позволила обеспечить проведение первых реальных испытаний, также завершившихся успехом.

В чём смысл события?

В независимости от временной и технологической дистанции, отделяющей прошедшее 11 февраля 2010 года испытание от развёртывания боевых авиационных лазерных систем, можно констатировать: лазерное оружие состоялось.

Возможность уничтожать цели непосредственно фотонным излучением и фактически без задержки во времени означает начало новой исторической эпохи.

Очевидным, реальным и уже заявленным назначением лазерных авиационных систем мегаваттного класса, подобных ABL, является реализация на их основе передового эшелона противоракетной обороны - уничтожение ракет противника непосредственно после старта, в период работы двигательной установки.

Подобное решение обладает массой преимуществ - упрощается задача селекции истинных и ложных целей, обеспечивается падение обломков ракет вблизи района пуска - немаловажное достоинство в случае перехвата БР.

О дальности перехвата ракет информации приводится немного - обычно указывается, что она составляет многие сотни километров. В любом случае, этот параметр следует оценивать по результатам реальных испытаний.

При такой дальности ВВС США удастся при помощи ABL, без захода в воздушное пространство потенциального противника, контролировать значительные территории и акватории.

Проблема поглощения лазерного излучения облачностью снимается - и цель, и ABL находятся выше наиболее "проблемных" слоёв облачности.

Использование авиационных лазерных систем для перехвата БР, при всей приоритетности этой задачи - возможно, не единственная и не главная область применения боевых стратегических лазеров.

Естественным видится её использование для перехвата не только баллистических, но и аэродинамических целей - вплоть до высотных разведывательных беспилотных систем класса Global Hawk, становящихся основой обеспечения войск акутальной контекстной информацией в масштабах ТВД.

Естественно, участь пилотируемых аппаратов в противоборстве с удалённым от них на сотни километров лазерным комплексом - достойна обсуждения, но скорее всего печальна.

Однако наиболее перспективной областью применения лазерных комплексов видится даже не столько ПРО, сколько ПКО - противокосмическая оборона.

Орбитальные группировки становятся жизненно важной компонентой государственной и военной инфраструктуры развитых стран, и их надёжное и быстрое уничтожение в случае конфликта - задача первостепенной важности. Для этого совсем не обязательно, и даже нежелательно, превращать их в облака обломков. Гораздо проще надёжно выводить их из строя без фрагментации.

Лазерный комплекс идеально подходит для решения таких задач.

Спутник практически лишён способности активно маневрировать на орбите и в любом случае оказывается в зоне поражения авиационного лазера долгие десятки секунд.

Выведение его аппаратуры из строя под воздействием фотонного пучка - дело техники и времени, в течение которого спутник в своём орбитальном движении будет обречён пройти над районом патрулирования ABL. В первую очередь это касается спутников дистанционного зондирования Земли, оснащённых высокочувствительными сенсорами; можно осторожно предположить, что не за горами "ренессанс" фотографических спутниковых систем, позволяющих оперативно собирать информацию и доставлять её на Землю в спускаемых аппаратах, не дожидаясь скорой гибели обречённых спутников.

Можно допустить, что в ситуации наличия у одной из противоборствующих сторон лазерного оружия уничтожение спутниковых группировок самого различного назначения - навигационных, телекоммуникационных и иных - вопрос времени.

Гарантией защищённости может стать разве что новый, лазерный паритет - или надежда на появление очередного "асимметричного" решения, предполагающего создание надёжной защиты спутников от лазерного излучения, либо их убедительной маскировки.

Можно сказать, что лазерное оружие - состоялось, и уже развёрнутое в США производство лазерных комплексов боевого назначения служит тому очередным подтверждением.

О контурах лазерной угрозы и о средствах обеспечения национальных интересов России в новую эпоху будет рассказываться в материалах портала Исследования и разработки – R&D.CNews.