ESA готовится раскрыть секрет раскаленной Венеры

На прошлой неделе завершились предстартовые испытания аппарата Venus Express Европейского космического агентства (ESA), и 7 августа 2005 г. он прибыл на космодром Байконур. С его запуском начнется новый этап изучения Венеры. Спустя полтора года после того, как исследовательский модуль ESA Mars Express начал работать рядом с Марсом, его двойник готов стартовать к другой ближайшей соседке Земли. Проект Venus Express был предложен в 2001 г. Особенность конструкции аппарата — в том, что сама платформа, ее узлы и большинство научных приборов должны быть максимально унифицированы с орбитальной станцией Mars Express. Такой подход значительно уменьшает общую стоимость проекта и время его реализации. В 2002 г. проект был одобрен Комитетом научных программ ESA, после чего контракт на промышленное производство был заключен с европейской корпорацией по производству космических аппаратов EADS Astrium, курирующей команду 25 субподрядчиков из 14 европейских стран.

До недавнего времени Venus Express находился в Тулузе, Франция, на одном из 7 филиалов корпорации, где проходил тестовые испытания. «Космический аппарат в самом деле заслуживает своего названия „экспресс“, поскольку ни один космический проект ранее не разрабатывался так быстро, — говорит руководитель проекта от ESA Дон Маккой (Don McCoy). — Нам понадобилось всего четыре года для того, чтобы пройти путь от первоначальной концепции до стадии запуска. Мы по праву гордимся результатом своей работы, которая стала возможной благодаря тесному сотрудничеству ESA с представителями аэрокосмической промышленности и научного сообщества».

Как сообщает ESA, работа над Venus Express началась за 8 месяцев до запуска Mars Express. Это означает, что была сохранена преемственность обеих программ — промышленный консорциум остался практически неизменным. 34 месяца спустя космический аппарат был принят полетной комиссией, погружен и отправлен на космодром. Сборка аппарата проводилась в цеху туринской аэрокосмической компании Alenia Spazio, после чего в октябре 2004 г. он вместе с семью научными инструментами, большинство из которых были унаследованы от аппаратов Mars Express и Rosetta, был доставлен для испытаний в Тулузу. Ученые надеются, что Venus Express сможет дать ответ на некоторые вопросы, которые даже после более чем 20 посещений Венеры российскими и американскими аппаратами начиная с 1964 г. до сих пор остаются загадкой. Орбитальный модуль проведет обширные исследования венерианской атмосферы, которые, возможно, помогут определить источник чрезвычайно быстрого (всего за четверо суток) обращения верхних слоев атмосферы вокруг планеты и природу мощных вихревых образований в полярных областях. Он также проведет исследования глобального температурного баланса на планете, механизм образования и роль уникального по величине «парникового эффекта», наиболее сильного в Солнечной системе. Будут изучены структура и динамика облачного покрова, а также загадочные ультрафиолетовые пятна, обнаруженные ранее над облаками. Предполагается также исследовать изменение состава атмосферы с высотой и процессы ее взаимодействия как с поверхностью планеты, так и с солнечным ветром.

В Тулузе были испытаны аппарат целиком и все его подсистемы в отдельности. Несмотря на то, что Venus Express очень похож на Mars Express, в его конструкцию были внесены некоторые изменения в связи с тем, что разогрев корабля на орбите Венеры будет в четыре раза больше. Так, значительно усовершенствована система термоконтроля. Кроме того, солнечные батареи у Venus Express будут меньшего размера, поскольку солнечное излучение на орбите Венеры значительно интенсивнее. В отличие от Mars Express, снабженного однонаправленной антенной, на Venus Express установлена антенна, состоящая из двух излучателей, направленных в противоположные стороны. Земля по отношению к Венере является внешней планетой и будет находиться то по одну, то по другую сторону от аппарата во время его движения на рабочей орбите. Две антенны позволят держать постоянную связь с Землей, причем при этом наиболее чувствительные научные приборы будут располагаться на противоположной от Солнца стороне аппарата.

#gallery#
В настоящее время Venus Express на борту грузового самолета АН-124 уже проделал путь от Тулузы, через Москву на Байконур. Запуск при помощи ракеты-носителя «Союз-Фрегат» намечен на октябрь-ноябрь 2005 г. Если все пройдет нормально, уже через 153 дня орбитальный первый европейский космический аппарат начнет наиболее детальное в истории космонавтики изучение нашей ближайшей соседки.