E-Fan – электрическое будущее гражданской авиации?
На Парижском авиасалоне на стенде Европейского аэрокосмического консорциума EADS была представлена небольшая модель самолета, который, конечно, привлек внимание обывателей куда меньше, чем гигант А380. Тем не менее, модель электрического авиалайнера E-Fan показывает, какой будет гражданская авиация в 2050 году.
Самолет E-Fan будет тише, экономичнее и безопаснее современных авиалайнеров
Разработка самолета E-Fan является частью инновационной программы EADS и известного производителя авиационных двигателей - компании Rolls-Royce. Обе компании ищут способы удовлетворения будущих жестких стандартов Европейской комиссии, которые ограничивают выбросы и шум, производимые самолетами. Европейцы остановили взгляд на электрической силовой установке. Надо отметить, что схожий проект есть и у НАСА: проект TeDP.
Обычно электрические самолеты – это медленные летательные аппараты с солнечными панелями или аккумуляторами. При этом в первом случае у них очень малая полезная нагрузка и большой размах крыльев, а во втором – малая дальность полета.
Самолет E-Fan будет отличаться тем, что помимо нескольких электрических вентиляторов, он будет оснащен газотурбинным двигателем, который обеспечит высокую крейсерскую скорость полета. При необходимости дополнительной тяги, например во время взлета или набора высоты, будут включаться электрические вентиляторы, питающиеся от аккумуляторов.
Несмотря на то, что самолету придется возить «лишний груз» электрических двигателей и аккумуляторов, E-Fan будет намного эффективнее обычных авиалайнеров. Прежде всего, реактивный двигатель E-Fan будет легче и экономичнее маршевых двигателей обычных авиалайнеров. Кроме того, самолет E-Fan издает меньше шума, имеет малое аэродинамическое сопротивление и, фактически, продублированную силовую установку, что важно в случае нештатной ситуации.
Газотурбинный двигатель в хвосте обеспечит высокую крейсерскую скорость полета и будет подзаряжать батареи. Электрические вентиляторы создадут дополнительную тягу, необходимую для взлета и набора скорости
Самолет E-Fan оснащен шестью вентиляторами, закрепленными в корне крыла, а в хвосте, на месте, где обычно располагается вертикальное оперение, установлен реактивный двигатель. Плюс такого размещения в том, что современные электрические вентиляторы создают меньшее аэродинамическое сопротивление, чем реактивные керосиновые двигатели. Благодаря этому, электромоторы можно разместить таким образом, что они снизят сопротивление движению от турбулентного следа самолета. При этом газотурбинный двигатель в хвостовой части самолета захватит пограничный слой воздуха с верхней части фюзеляжа. Это еще больше снизит общее аэродинамическое сопротивление.
Во время полета газотурбинный двигатель также будет подзаряжать батареи самолета, частично они будут заряжаться и в процессе снижения – от набегающего потока воздуха.
Пока E-Fan это только концепт, которого нет даже в виде прототипа. Тем не менее, уже очевидно, что следующее поколение средне- и дальнемагистральных самолетов будут гибридными – с реактивными и электрическими двигателями. Разработка таких машин потребует сложной интеграции различных систем и даст начало множеству новых технологий, которые пригодятся в различных сферах.