Eclipse 500 начнет крушить авиарынок

В США начато строительство завода, который будет производить самолеты класса VLJ с трудно представимой для невоенной эпохи производительностью 4 машины в сутки. Компания Eclipse Aviation приступила к строительству второй очереди своего авиазавода в г. Альбукерк (штат Нью-Мексико) проектной мощностью 4 самолета в сутки. Три новых корпуса будут включать в себя сборочный цех площадью 4800 кв. м. Серийное производство самолетов Eclipse 500 на предприятии начнется в ближайшие два месяца. Столь высокая производительность не является чистой маниловщиной — число заказов на принципиально новую машину, по состоянию на 10 ноября 2005 года, достигло 2357 машин (1592 прямых заказа и 765 в виде опциона). Беспрецедентный интерес рынка к совершенно новой машине кроется в новизне концепции ее использования и к целой россыпи новых технических решений, реализованных в ней.

На старте

«Портфель заказов на Eclipse 500 является крупнейшим в сегменте VLJ (Very Light Jet), и мы связываем это с нашей способностью предложить самолет с наивысшими в отрасли характеристиками по революционной цене, — полагает Верн Рабурн (Vern Raburn), президент и исполнительный директор Eclipse Aviation. — Это великолепный самолет для каждого — от индивидуального оператора до работающего с высокой нагрузкой воздушного такси, а также смешанных предприятий. К растущему сообществу компаний, уже остановивших свой выбор на Eclipse 500, — таких, как DayJet, Aviace и OurPlane, присоединились Linear Air и JetSet Air».

19 января 2006 года компания объявила о том, что модели ее революционного самолета Eclipse 500 в ходе всевозможных испытаний и сертификаций преодолели барьер в 1 тыс. летных часов. Согласно заявлению компании, это открывает перспективу скорого получения сертификата FAA, а с ним — и начала авиаперевозок по новой схеме уже в этом году. В ходе испытаний достигнуты результаты, позволившие на деле подтвердить правоту новых конструкторских решений, заложенных в самолете, доказать его высокую надежность и подтвердить летно-технические и эксплуатационные характеристики новой машины.

#gallery#
В настоящее время парк Eclipse 500, используемых в испытаниях, состоит из 7 машин. 5 из них участвуют в летных испытаниях, один предназначен для испытаний на статическом стенде, один — для испытаний на усталостное разрушение.

Eclipse 500: подробности

Самолет длиной 10,06 м, размахом крыльев 10,97 м и высотой 3,35 м имеет максимальный взлетный вес 2132 кг (вес пустого — 1225 кг). Длина разбега на уровне моря — 657 м, пробега — 622 м. Крейсерская скорость — 694 км/ч, дальность с 4 пассажирами и 45-минутным аварийным запасом топлива — 2584 км. Скороподъемность Eclipse 500 на двух двигателях составляет 911 м/мин, на одном — 271 м/мин. Время набора высоты 10688 м составляет 19 мин. Максимальный потолок равен 12497 м, потолок с одним двигателем — 7620 м. Самолет принципиально новой конструкции оснащен оригинальной электроникой и авионикой, а также современными высокоэкономичными турбовентиляторными двигателями EJ22, которые при собственном весе около 85 фунтов (34,8 кг) и диаметре всего около 35 см обеспечивают тягу более 770 фунтов (349,3 кг), что является самым высоким показателем удельной тяги среди коммерческих авиадвигателей. «Все нововведения связаны с прорывами в области двигателестроения», — считает сам г-н Рабурн, подчеркивая, что успех братьев Райт во многом определялся тем, что они использовали революционный на тот момент двигатель с алюминиевым картером. В Eclipse использован новый конструкционный метод — так называемая фрикционная сварка алюминия, позволившая сократить на 60% количество заклепок. Значительную часть традиционных функций, исполнявшихся механическими устройствами, взяли на себя электроника и программное обеспечение. Здесь навыки творцов Windows придутся как нельзя кстати.

Благодаря малому весу, оптимизированной конструкции и широкому использованию новых технологических решений самолет существенно дешевле потенциальных аналогов, а его эксплуатация чрезвычайно экономична — стоимость перелета между Бостоном и Майами составит всего 56 американских центов на милю, или менее 10 центов в расчете на пассажира (в ценах 2002 года). При стоимости $1,515 млн. (в ценах марта 2006 года) полная эксплуатационная стоимость на час эксплуатации составит $301,99. К примеру, у Cessna Mustang эти показатели составляют соответственно $2,658 млн. и $464,38, у самолета Adam A700 — $2,246 млн. и $728,3 соответственно. Среди других потенциальных аналогов компания называет также машины Embraer Phenom 100, Diamond D-Jet, Beechkraft Baron G58, Piper Malibu Mirage, Adam A500, Extra 400 и Extra 500.

SATS: децентрализация вместо хаоса

Вместе с тем, самолет существенно выделяется из аналогичных ему по летно-техническим характеристикам машин иных производителей тем, что изначально создавался под радикально новую концепцию эксплуатации, так называемую SATS (Small Aircraft Trasportation System). В ее основе — идея «выравнивания» нагрузки между крупными и малыми, приближенными к основной массе потенциальных пассажиров, аэродромами, за счет организации прямых авиаперевозок малыми самолетами «по требованию» из начальной в конечную точку маршрута. Eclipse 500 позволит перевозить пассажиров от одной точки маршрута до другой, как при частных бизнес-перелетах и с сопоставимым комфортом — но при этом по цене, доступной для каждого. Это в корне изменит современную ситуацию, которая вынуждает 70% авиапассажиров в США проходить всего лишь через 29 крупных аэропортов, перегруженность которых постоянно возрастает, в то время как подавляющее большинство аэродромов (более 1 тыс.) в США фактически простаивает. Eclipse 500 сможет совершать посадку на 10 тыс. аэродромов только на территории Соединенных Штатов.

Новая схема позволит радикально «децентрализовать» авиаперевозки, снизив нагрузку на крупные аэропорты и обеспечив более равномерное распределение пассажиропотоков. Оборотной стороной станет нерегулярность рейсов — но при малой вместимости самолета, сравнимой с вместимостью обычного автомобильного такси, проблема отпадает.

Что касается простых пассажиров, то SATS перевернет все их представления об авиарейсах. Незнакомый подавляющему большинству из них уровень комфорта, реализованный в Eclipse 500 — не главное достоинство. Существенно сократится совокупное время поездки, включающее в себя переезд в аэропорт отправления, ожидание, собственно перелет, трансфер из аэропорта. Отпадут проблемы и нервное напряжение. Распространение новой идеологии будет способствовать также более равномерному расселению населения в пространстве. Последнее особенно важно для России.

Россия и SATS

Крайне неоднородное распределение населения в стране, отражающее реальные различия в уровне жизни от региона к региону, в значительной степени связано и с транспортными проблемами. Крупные мегаполисы являются и крупнейшими транспортными узлами, миновать которые просто невозможно. Проблемы в мегаполисах множатся. Россия нуждается в транспортной децентрализации, и концепция SATS была бы вполне уместна. Правда, в России меньше аэропортов, которые могли бы принимать даже самолеты класса Eclipse 500, однако организация транспортного сообщения с помощью машин такого класса, к примеру, между создаваемыми в стране наукоградами, выглядит вполне реальной.

Мысль о необходимости создания «воздушных такси» в стране не нова — аналогичный проект, к примеру, реализуется в Москве. Правда, лежащая в его основе идея прямо противоположна идее SATS — вместо организации сообщения между малыми и средними населенными пунктами, минуя крупные аэропорты, предполагается фактически «наложить» на столицу еще один транспортный слой.

Однако внедрение идеи SATS в России уже началось. Как сообщает РБК, совет директоров Международной финансовой компании (IFC), входящей в группу Всемирного банка, принял решение о выделении $15 млн. на создание в России системы персональных авиалиний DEXTER на базе самолетов M101T, дальность полета которых составляет 1,1 тыс. км. Всего же для реализации этого проекта планируется задействовать до 200 таких воздушных судов. Самолеты DEXTER будут осуществлять прямые (т.е. без пересадки в узловых аэропортах) рейсы между городами России с высокой частотой вылетов (не менее двух рейсов в день) или по заказу в удобное для пассажиров время и в нужный конечный пункт. Стоимость полета будет сопоставима с ценами на авиабилеты бизнес-класса обычных авиакомпаний. Первые рейсы авиатакси начнут выполнять в Нижний Новгород, Самару, Казань.

У концепции SATS есть и еще один важный для России аспект. Широкое распространение «микрочартера» может оказать влияние на смежные сегменты рынка региональных авиаперевозок, на которых сейчас доминируют самолеты Bombardier и Embraer. Вероятно, что потребность рынка в самолетах этого класса может существенно измениться, и планы России вернуться на мировой рынок с самолетами класса RRJ подвергнутся серьезной корректировке.

Как воспримет мир радикально новую концепцию воздушного транспорта, покажет ближайшее будущее — уже в этом году самолеты Eclipse 500 начнут свое шествие на рынок. Их потенциал уже оценен по достоинству — вторым по значимости акционером компании стал Билл Гейтс, знающий толк в прибыльных проектах. Очевидно, мир авиаперевозок ждут глубокие трансформации.