Детский стресс лишает мозг гибкости

Стресс, перенесенный в детстве, приведет к более быстрому созреванию некоторых участков мозга. В будущем это снижает способность мозга к адаптации

Более быстрое созревание определенных областей мозга из-за стресса в детском возрасте приводит к снижению возможностей к адаптации у подростков. Данные являются результатом долгосрочного исследования, проводимого в Университете Неймегена имени святого Радбода Утрехтского (Нидерланды) в течение 20 лет. 

Согласно данным исследования голландских ученых, стресс в раннем детстве приводит к более быстрому созреванию определенных областей мозга. Напротив, стресс, переживаемый чуть позже, замедляет созревание мозга у подростков.
Изучение началось в 1998 г., и за последние 20 лет ученые собрали огромный массив данных, позволяющих приблизиться к пониманию того, как стресс на разных этапах жизни повлиял на развитие мозга. Детский и подростковый возраст – важнейшие этапы развития людей, так как в это время мозг подвергается естественному процессу, в ходе которого формируются связи между клетками мозга, что и позволяет создавать более полезные и эффективные нейронные сети.
Ученые внимательно исследовали два типа стрессовых факторов (негативные жизненные события и негативные влияния социальной среды) на двух этапах жизни: раннее детство (0-5 лет) и подростковый возраст (14-17 лет). Они связывали эти уровни стресса с созреванием префронтальной коры, миндалины и гиппокампа. Эти области мозга играют важную роль в формирование социальных связей и эмоциональных переживаниях.
По мнению исследователей, стресс из-за негативных переживаний в раннем детстве, таких как болезнь или развод родителей, связан с более быстрым созреванием префронтальной коры и миндалины в подростковом возрасте. Тот факт, что перенесенный в раннем детстве стресс ускоряет процесс созревания мозга, согласуется с теориями эволюционной биологии, говорят исследователи. С точки зрения эволюции, полезно вырасти быстрее в условиях стресса. Однако вместе с этим более ранее «взросление мозга» в дальнейшем снижает возможности адаптации к внешней среде.

В то время ученые обнаружили, что стресс, вызванный отрицательной социальной средой в подростковом возрасте, такой как отсутствие друзей в школе, травля сверстниками, наоборот связан с более медленным созреванием гиппокампа и другой части префронтальной коры, то есть созревание мозга в подростковом возрасте замедляется.

На данном этапе ученые не торопятся делать однозначных выводов, а намерены сосредоточить работу на определении того, как сформировавшийся в условиях стресса мозг продолжит функционировать в более зрелом возрасте.