Что заколебало мост в Волгограде: резонансное исследование

Счётная палата РФ пояснила, почему и как заколебался мост в Волгограде.

Счетная палата РФ провела исследование особенностей расходования бюджетных средств при строительства моста через Волгу в Волгограде, заходившего ходуном 20 мая 2010 года, полгода спустя после торжественного ввода в эксплуатацию, из-за некстати подувшего ветра. Результаты исследования представила пресс-служба Счётной палаты.

Проверка показала, то с 1996 по 2009 год на строительство мостового перехода через р. Волгу в г. Волгограде израсходовано 12,3 млрд. руб., из них 9,5 млрд. руб. - средства федерального бюджета.

Фактический срок строительства в четыре с лишним раза превысил проектный - ни много ни мало 13 лет вместо расчётных трёх лет и девяти месяцев.

Администрацией Волгоградской области допущено значительное увеличение расходов на отселение граждан из зоны строительства. Доля таких расходов в сметной стоимости строительства выросла с 2,9 процента до 9,1 процента и превысила 1,1 млрд. руб.

Только в сентябре 2007 г. администрацией области утвержден инженерный проект с основными технико-экономическими характеристиками и сметной стоимостью 9,7 млрд. руб., из них на завершение строительства требовалось 5,7 млрд. руб. Фактически с 2007 по 2009 год израсходовано 7,8 млрд. руб.

После утверждения проектно-сметной документации на объект администрацией области без внесения изменений в проект неоднократно увеличивалась стоимость строительства объекта. За 2007-2009 гг. по семи дополнительным соглашениям к контракту стоимость строительства объекта была увеличена почти на 1 млрд. руб.

Согласно текущим данным, причиной колебаний моста явился ветровой резонанс и, следовательно, недоучёт этого фактора при проектировании и/или строительстве объекта. В настоящее время деградации или разрушения элементов конструкции моста не выявлено, однако резонансные явления, к несчастью, рано или поздно приводят к таковым.

"Ни в какие ворота не лезет техническая документация, - отметил в связи с этим в беседе с Президентом России глава Счётной палаты Сергей Степашин. - Мы не специалисты с этой точки зрения, но даже взгляд аудиторов, не являющихся инженерами, говорит о том, что она действительно не выдерживает никакой критики. Слава богу, что мост выжил и люди не пострадали".

В настоящее время по мосту сохраняет целостность, однако запрещено движение по нему тяжёлого транспорта, что исключает использование моста как элемента транспортной инфраструктуры Российской Федерации стратегического назначения.