Будущее в космосе принадлежит роботам
В прошлом году автоматическая космическая станция «Кассини» передала на Землю снимки Сатурна, а зонд «Гюйгенс» совершил посадку на Титан. Зонд Stardust собрал вещество кометы Wild и доставил на Землю капсулу с бесценным грузом. Два марсохода NASA Spirit и Opportunity исследуют Красную планету. Им помогают автоматические станции на орбите Марса. К Венере и Плутону отправлены космические экспедиции, а европейский космический аппарат "Розетта" готовится к свиданию с кометой Чурюмова-Герасименко в 2014 году.
Пока роботы и автоматические аппараты отважно исследуют космос, космонавты остаются на космических «задворках» из соображений безопасности. «После гибели „Челленджера“ мы поняли, насколько сложны космические технологии и насколько дерзки наши мечты об освоении космоса», говорит доктор Роджер Лониус (Roger Launius), заведующий кафедрой истории космоса в Смитсонианском институте.
Будущее самого амбициозного пилотируемого проекта Международной космической станции (МКС) пока неясно. Производство шаттлов транспортных челноков, от которых зависит ее работа, переживает не лучшие времена. Предполагается, что МКС станет орбитальной заставой человечества и научной космической платформой. Ее строительство обойдется приблизительно в $100 млрд. Однако вполне может оказаться, что МКС так никогда и не достроят, а на борту ее не «поселят» никого, кроме членов основного экипажа.
Конструкция космических челноков, спроектированных 30 лет назад, имеет множество недостатков, стоивших гибели 14 астронавтам в 114 экспедициях. Шаттлы давно превратились в «королей ангаров», где армия инженеров тщательно изучает каждую их деталь, прежде чем вывезти корабль на стартовую площадку космодрома.
«Первоначально рекламируемые как дешевые транспортные средства многоразового использования, шаттлы обходятся NASA в $145 млрд. или приблизительно в $1,3 млрд. на полет», комментирует доктор Роджер Пилк (Roger Pielke), директор центра науки, технологии и исследований в университете Колорадо.
Для сравнения, два марсохода стоили NASA приблизительно $900 млн. Рассчитанные на работу в течение только 90 дней, они вот уже 2 года пересылают снимки марсианской поверхности.
Помимо строительства МКС, еще одно важное событие в пилотируемой космонавтике запуск китайского корабля «Шэньчжоу-5» в 2003 году. Таким образом, Китай стал третьей державой, отправившей человека в космос.
Однако все эти проекты никак не могут считаться инновационными и требуют вложения огромных средств.
Китайский проект «Шэньчжоу» -
обновленная версия советского «Союза» скорее шаг назад на 40 лет.
Научные результаты, полученные в ходе проведения пилотируемых миссий, не сопоставимы с затратами и риском.
Европейское космическое агентство (ESA), к примеру, выделяет только одну восьмую своего бюджета на пилотируемую космонавтику и не собирается строить пилотируемый корабль, предпочитая пользоваться услугами российских или американских.
Львиная доля бюджета ESA уходит на создание и эксплуатацию пусковых установок,
В настоящее время NASA пытается восстановить утраченную репутацию в этой области освоения космоса и активно продвигает проекты пилотируемых полетов.
Ведутся переговоры с иностранными партнерами по созданию базы на Луне к 2018 году и по проекту высадки людей на Марс.
Однако
«Экспедиция к Луне, конечно, представляет для нас большой интерес, но для Европы путешествие на Марс более привлекательно с научной точки зрения», комментирует
Но даже в этом случае успех марсианской пилотируемой миссии в основном будет зависеть от высокоскоростных ракет, позволяющих уменьшить время перелета, и от роботов, которые будут помогать человеку проводить научные исследования.