Blue Origin представил замену российскому РД-180

Глава компании Blue Origin представил альтернативу российскому ракетному двигателю РД-180, который поднимает в космос основные американские ракеты Atlas V. По заявлению компании, замена российскому двигателю будет готова к 2019 году.

Джеф Безос (Jeff Bezos), основатель Amazon​.com и глава частной космической компании  Blue Origin, представил двигатель BE-4, которым американцы планируют заменить российский РД-180. На прошлой неделе UnitedLaunch Alliance  и Blue Origin подписали соглашение о совместном финансировании разработки BE-4. По заявлению Джефа Безоса, стендовые испытания рабочего прототипа двигателя начнутся в 2016 году, а первый полет ракеты с BE-4 запланирован на 2019 год.

 

Сегодня ракета-носитель Atlas V использует российские двигатели РД-180. Таким образом, ключевой американский носитель, выводящий в космос в том числе и секретные военные нагрузки, например беспилотный шаттл X-37B, летает в космос на двигателях, разработанных в российском НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко.

 

Двигатель РД-180 создан в середине 1990-х годов на базе двигателя РД-170, который обладал уникальным сочетанием высокой мощности и малого веса. В 1996 году компания General Dynamics приобрела лицензию на использование РД-180 на ракетах  Atlas. С тех пор самые тяжелые американские ракеты более 50 раз отправлялись в космос  на РД-180.Тем не менее, в США постоянно ведутся разговоры о разработке собственного двигателя.

 

Один из проектов по замене РД-180 – это попытка модернизировать двигатель AR-1, который применялся на лунной  ракете Saturn 5.  Над этим проектом работают компании Aerojet Rocketdyne и Dynetics, они надеются, что использование современных материалов, технологий проектирования и изготовления узлов позволят снизить массу AR-1 и одновременно повысить эффективность его работы.

 

 BE-4 – это новый двигатель, который использует последние технологические решения 

 

Как и РД-180, двигатель BE-4 использует в качестве окислителя жидкий кислород, но топливо у американского аналога – не керосин, а сжиженный метан. Пара метан-кислород обеспечивает намного большую удельную тягу, к тому же метан имеет в 3 раза лучшую охлаждающую способность, чем керосин. Также упрощается схема работы двигателя, что положительно сказывается на его надежности.

 

Мощность BE-4 на уровне моря составит 2,4 меганьютонов (у РД-180 3,8 МН). Таким образом, для замены одного РД-180 придется использовать два BE-4.  По заявлению Джефа Безоса, BE-4 будет дешевле в эксплуатации, чем российский двигатель. Остается решить лишь вопросы надежной работы – именно этим будут заниматься конструкторы в течение ближайших 5 лет.