Балтика и Черное море признаны самыми загрязненными

Подведены первые итоги спутниковой радиолокационной съемки акваторий пяти морей вокруг России.

Проект выполняется Центром «СканЭкс» с 21 мая в интересах госзаказчика с целью оценки экологического состояния акваторий Балтийского, Черного, Белого, Каспийского и Охотского морей.

По результатам обработки более 50 снимков спутников RADARSAT-1 и ENVISAT-1 установлено, что самыми проблемными по степени загрязненности нефтепродуктами из пяти морей являются Финский залив Балтийского моря и Черное море. Загрязнений в Белом море не обнаружено.

Балтийское море находится под пристальным контролем стран ЕС. В 2007 году Европейское агентство морской безопасности EMSA запустило информационный сервис CleanSeaNet, который позволяет контролировать нефтяные разливы в морях вокруг Европы с помощью космической съемки. Но Российские сектора Балтики и Черного моря не попадают в зону действия европейского геосервиса.

Результаты выполненной Центром «СканЭкс» съемки показали, что самым загрязненным из наблюдаемых акваторий оказался российский сектор Финского залива. Загрязнения антропогенного происхождения отмечены на 9-ти из 17 спутниковых кадров.

Подавляющая часть выявленных загрязнений относится к судовым разливам нефтепродуктов. Один из разливов подтвержден результатами наблюдений 2 июня с судна MCS Malin и получил широкую огласку в СМИ. По сообщению, поступившему через Госморспасслужбу, в Финском заливе в районе острова Сескар зафиксировано пятно нефтепродуктов шириной 180 метров и длиной 3 мили.

На радиолокационном снимке, принятом со спутника RADARSAT-1 в 08:34 по московскому времени 2 июня действительно был обнаружен нефтеразлив в районе острова Сескар в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, состоящий из нескольких пятен, самое крупное из которых имеет длину около 5 км и ширину до 400 м.

По оценке эксперта - руководителя отдела оперативного радиолокационного мониторинга Виктории Затягаловой, обнаруженное загрязнение имеет характерную для судовых разливов форму и расположено рядом с судоходной трассой. Оно состоит из ряда вытянутых в линию пятен, имеющих размытые границы, в связи с чем его можно охарактеризовать как старый разлив, просуществовавший на морской поверхности более 8-12 час до съемки; общая площадь загрязнения составляет около 1,3 квадратных км.

Антропогенные загрязнения обнаружены также в Лужской губе в районе строящегося порта Усть-Луга.

"Активизация транспортировки нефтепродуктов судами через Финский залив требует применения современных спутниковых технологий для контроля экологической обстановки. Сегодня такие технологии доступны и в России", – говорит вице-президент ИТЦ "СканЭкс" Ольга Гершензон.

Основная часть загрязнений антропогенного происхождения, обнаруженных в Черном море, относится к судовым разливам, которые находятся в украинском и российском секторах вдоль судоходных трасс на подходных путях к Керченскому проливу и Новороссийску.

Наиболее крупные судовые разливы отмечены вечером 27 мая на границе секторов Турции и России вдоль судоходной трассы «Босфор – Туапсе». Пятно содержало тяжелые фракции нефтепродуктов и сохранялось на поверхности более 2 суток до 29 мая. Максимальная длина разлива составила около 47 км. 28 мая в этом же районе отмечен дополнительный сброс нефтепродуктов с проходящего судна.

В Охотском море дважды зафиксированы судовые нефтезагрязнения, находящиеся в заливе Анива на подходных путях к порту Корсаков. Длинный след нефтепродуктов обнаружен 30 мая в акватории Японского моря рядом с Владивостоком, отмечены загрязнения и на Каспии.

Обычно полагают, что основной вклад в загрязнение морей вносят крупные аварийные разливы нефти, аналогичные Керченской катастрофе 2007 года. Но, по данным ООН, суммарный вклад аварийных разливов составляет лишь 10-15%, а главными источниками остаются повседневные загрязнения от стоков рек, предприятий и судовых сбросов неочищенных вод.

В целом итоги мониторинга оказались довольно неожиданными. Спутниковая съемка выявила высокий уровень загрязненности акватории Финского залива вдоль судоходных трасс. Основными источниками нефтезагрязнений являются судовые сбросы нефтепродуктов и неочищенных вод. Ранее считалось, что Балтика находится под пристальным контролем, что удерживает капитанов судов от нарушений экологического законодательства.