Антропоцен начался с атомного взрыва

Геологи предлагают считать началом новой эпохи антропоцена первый взрыв атомной бомбы в 1945 году. Таким образом, новая геологическая эпоха может начаться с весьма спорного достижения.

Термин "антропоцен" был придуман еще 15 лет назад  для обозначения эпохи  широкого распространения человеческого влияния на планете. С тех пор геологи спорят, когда люди оставили первый заметный след на Земле и, соответственно, с какого момента начать отсчет новой геологической эпохи. Некоторые исследователи предлагают считать началом антропоцена промышленную революции или более древние времена зарождения сельского хозяйства.  Другие ученые уверены, что начало антропоцена следует сместить на вторую половину 20 века.

В настоящее время последняя официально утвержденная эпоха — это голоцен, который длится с периода в 12 тыс. лет назад до настоящего времени. Очевидно, что с тех пор планета пережила колоссальные изменения, связанные с человеческой деятельностью. Наша  цивилизация изменила Землю и влияет на такие глобальные явления, как климат и биосфера. Поэтому необходимо выделить начало и период активного роста человечества в отдельную геологическую эпоху.

Стратиграф Ян Залясевич (Jan Zalasiewicz) из Университета Лестера, Великобритания, совместно с 25 коллегами предлагает считать началом антропоцена появление ядерного оружия и соответствующих радиоактивных следов, которые оно оставило в геологической летописи планеты.

Первые испытания ядерной бомбы состоялись 16 июля 1945 года в Нью-Мексико, США. В последующие десятилетия на различных полигонах были взорваны десятки ядерных устройств, которые оставили после себя специфические следы, например, долгоживущий плутоний-239.

Появление искусственных радионуклидов удачно совпадает и с другими крупномасштабными геологическими изменениями, такими как массовое производство удобрений и увеличение в два раза количества химически активного азота в окружающей среде. Также резко выросла концентрация диоксида углерода в атмосфере, появились новые материалы (например пластмассы), а увеличение мировой торговли привело к распространению инвазивных видов животных и растений между континентами. Примерно к этому же периоду относится и одно из самых заметных явлений антропоцена: массовая миграция из сельских районов в городские центры и быстрый рост мегаполисов.

Отмерять исторические вехи войнами — печальная традиция человечества

Другие исследователи не согласны с "атомным" антропоценом. В частности, на прошлой неделе археолог Мэтт Эджворт (Matt Edgeworth) из Университета Лестера и его коллеги из рабочей группы по проблеме антропоцена  предлагают  определять новую эпоху также как и предыдущие — по соответствующим слоям отложений. Для антропоцена это момент перехода от природных геологических отложений к слоям, оставленным человеком. Прежде всего речь идет о сельском хозяйстве, которое коренным образом изменило облик человеческой цивилизации.

Однако определение антропоцена по следам сельского хозяйства сопряжено с рядом проблем. Так, развитие земледелия шло неравномерно в различных частях планеты, например, в период неолита сельское хозяйство активно развивалось в регионе Плодородного Полумесяца (районы Месопотамии и Леванта). В то же время в Европе земледелие появилось позже.

Рабочая группа стратиграфов подготовит официальное предложение по определению антропоцена к 2016 году. Затем специальный подкомитет по четвертичной стратиграфии будет рассматривать это предложение и направит свое решение в Международную комиссию по стратиграфии, которая определяет введение новых геологических эпох.  Процесс обсуждения обычно идет очень медленно и может занять десятилетия. Впрочем, для геологии это лишь мгновение.

Пока трудно сказать, к какому решению придет комиссия. Атомное начало антропоцена выглядит внушительным и знаковым, но вызывает много вопросов касательно этики. Наша современная история и так в основном привязана к негативным событиям — войнам и революциям. Если к этому еще добавить отсчет антропоцена от испытания самого разрушительного оружия массового уничтожения, то станет очевидным, что мы считаем самым важным в воем развитии. Для цивилизации, которая стремится встретиться с братьями по разуму, — это не лучшая самопрезентация.