Американских авиапассажиров поделят по цветовому признаку

США переходят на новую компьютерную систему, которая будет проверять личность каждого авиапассажира по уголовным и разведывательным базам данных, сообщает газета The Washington Post. Стремясь защитить свои авиалайнеры от терроризма, американское правительство намерено ввести в 2004 году новую компьютерную систему - Computer Assisted Passenger Pre-screening System II (CAPPS II), которая будет оценивать потенциальную угрозу со стороны всех пассажиров на 26 тыс. ежедневных рейсов в Соединенных Штатах.

Ожидается, что новая система сможет сопоставлять персональную информацию о человеке с данными разведки, а также с информацией об уголовных преступниках. В зависимости от результатов оценки, система будет присваивать пассажирам определенный цветовой код - зеленый, желтый или красный. Частично он будет зависеть от города вылета, места назначения, окружения, в котором летит человек, и даты покупки билета.

В рамках новой программы авиакомпании будут направлять в администрацию транспортной безопасности информацию (полное имя, домашний адрес, номер телефона, дату рождения и предполагаемый маршрут) обо всех, кто купил или забронировал билет. Если компьютерная система сочтет клиента потенциально опасным, то названная госструктура проинформирует об этом федеральные или местные правоохранительные органы. Проверка будет осуществляться в два этапа. Вначале будет производиться сопоставление имени пассажира и информации из баз данных частных компаний, которые занимаются сбором персональной информации в коммерческих целях. В ходе этого будет формироваться цифровой показатель правдоподобности того, что пассажир на самом деле является тем, кем назвался. Пассажирам о присвоенном им цветовом или цифровом коде сообщаться не будет.

Затем персональная информация о пассажире будет сопоставляться с данными правительственной разведки и действительными ордерами, выписанными местными властями, на задержание людей, совершивших серьезные преступления. Большинству людей будет присвоен "зеленый" код. До 8% пассажиров получат "желтый" код и будут вынуждены пройти дополнительные проверки. От 1 до 2% авиапассажиров станут носителями "красного" кода и не смогут подняться на борт самолета. Им может грозить допрос полиции и арест.

Эксплуатацию новой системы предполагается начать следующим летом. Пока не сообщается, какие именно авиакомпании примут участие в испытаниях программы. В то же время отмечается, что большинство авиакомпаний поддерживают введение новой системы, так как надеются, что это сократит время, которое люди тратят на всевозможные проверки, и снизит процент задержек вылетов рейсов.

За два года, прошедших после 11 сентября, правительство потратило около $9 млрд. на усиление мер безопасности в воздухе. В аэропортах были установлены тысячи устройств обнаружения взрывчатых веществ, в кабинах пилотов были укреплены двери, сотни пилотов теперь носят с собой оружие, на 5 тыс. человек было увеличено количество секьюрити на борту самолетов.

Однако проникнуть в аэропорт и самолеты Америки по-прежнему относительно несложно, уязвимы и багажные отделения (багаж обычно не проверяется на наличие взрывчатки). Система, существующая в настоящее время, в состоянии идентифицировать отдельных пассажиров как опасных по таким параметрам, как, например, покупка билета в один конец, оплата билета наличными, а не кредитной картой. Посадочный талон "опасных" пассажиров помечается кодом SSS или ***.

Власти признают, что компьютерная система, используемая сейчас в аэропортах и разработанная в середине 1990-х годов, устарела, ее легко обмануть. И поэтому на CAPPS II возлагаются большие надежды.

Несмотря на общий энтузиазм, у некоторых новая программа вызывает недовольство. Стороны, критикующие нововведение, предполагают, что из-за некорректной работы системы люди могут быть по ошибке арестованы, может быть задержан их вылет. Кроме того, беспокойство вызывает и то, что данная система выходит за рамки поставленных перед нею задач и определяет не только потенциальных террористов.

Источник: по материалам InoPressa.ru и газеты The Washington Post.